Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУ́МАН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 133

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛУ́МАН (Luhmann) Ник­лас (8.12.1927, Лю­не­бург – 6.11.1998, Эр­линг­хау­зен), нем. со­цио­лог. Изу­чал пра­во в ун-те Фрай­бур­га (1946–49), за­ни­мал­ся ча­ст­ной юри­дич. прак­ти­кой, с 1954 на гос. служ­бе в пра­ви­тель­ст­ве Ниж­ней Сак­со­нии. В 1960–1961 изу­чал со­цио­ло­гию в Гар­вар­де, где под влия­ни­ем Т. Пар­сон­са об­ра­тил­ся к струк­тур­но­му функ­цио­на­лиз­му. По воз­вра­ще­нии в Гер­ма­нию за­ни­мал­ся на­уч. дея­тель­но­стью, в 1968–93 проф. в ун-те Би­ле­фель­да.

Л. соз­дал собств. вер­сию функ­цио­наль­но­го ана­ли­за в со­цио­ло­гии, при­ме­нив к опи­са­нию об­ще­ст­ва об­щую тео­рию сис­тем, прин­ци­пы ки­бер­не­ти­ки, а так­же соз­дан­ную чи­лий­ски­ми био­ло­га­ми У. Ма­ту­ра­ной и Ф. Ва­ре­лой кон­цеп­цию ау­то­по­этич. сис­тем, по­сто­ян­но вос­соз­даю­щих свою ор­га­ни­за­цию. Со­глас­но Л., со­цио­ло­гия изу­ча­ет со­ци­аль­ные сис­те­мы (та­кие как по­ли­ти­ка, хо­зяй­ст­во, нау­ка, пра­во, вос­пи­та­ние, ре­ли­гия, се­мья и т. п.) в их от­но­ше­ни­ях с ок­ру­жаю­щим ми­ром. Со­ци­аль­ные сис­те­мы соз­да­ют се­бя пу­тём вве­де­ния раз­ли­че­ний, по­сред­ст­вом ко­то­рых осу­ще­ст­в­ля­ет­ся их са­мо­иден­ти­фи­ка­ция, сни­же­ние слож­но­сти и не­оп­ре­де­лён­но­сти ок­ру­жаю­ще­го ми­ра, за­да­ёт­ся про­стран­ст­во воз­мож­но­стей для дея­тель­но­сти и реф­лек­сии. Про­стей­шие со­ци­аль­ные сис­те­мы – ин­те­рак­ции (взаи­мо­дей­ст­вия) – об­ра­зу­ют­ся че­рез взаи­мо­со­гла­со­ва­ние дей­ст­вий и пе­ре­жи­ва­ний уча­ст­ни­ков ком­му­ни­ка­ции с по­мо­щью смы­слов. Эле­мен­та­ми со­ци­аль­ных сис­тем яв­ля­ют­ся ком­му­ни­ка­ции, вклю­чаю­щие в се­бя акт со­об­ще­ния, пе­ре­да­вае­мую ин­фор­ма­цию и по­ни­ма­ние со­об­ще­ния по­лу­ча­те­лем. По­сред­ст­вом ком­му­ни­ка­ции про­ис­хо­дит струк­ту­ри­ро­ва­ние ок­ру­жаю­ще­го ми­ра, под­дер­жа­ние по­ряд­ка и са­мо­вос­про­из­вод­ст­во со­ци­аль­ных сис­тем, их эво­лю­ция, при­вед­шая к функ­цио­наль­ной диф­фе­рен­циа­ции под­сис­тем об­ще­ст­ва. При этом че­ло­век не яв­ля­ет­ся сис­те­мой и не вхо­дит ни в од­ну из сис­тем: лич­ность яв­ля­ет­ся со­став­ляю­щей ок­ру­жа­юще­го ми­ра.

Со­ци­аль­ные сис­те­мы ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ин­фор­мац. замк­ну­то­стью – все внеш­ние воз­дей­ст­вия пе­ре­во­дят­ся на язык смы­слов дан­ной сис­те­мы (со­от­но­сясь с «вла­стью» в по­ли­ти­ке, «ис­ти­ной» в нау­ке, «ве­рой» в ре­ли­гии, «лю­бо­вью» в се­мье и т. п.). Этот код ком­му­ни­ка­ций, спе­ци­фи­че­ский для ка­ж­дой со­ци­аль­ной сис­те­мы, де­ла­ет воз­мож­ной их са­мо­то­ж­де­ст­вен­ность, но за­труд­ня­ет меж­сис­тем­ное об­ще­ние и взаи­мо­со­гла­со­ва­ние. Со­ци­аль­ные сис­те­мы не­про­зрач­ны друг для дру­га, но все они яв­ля­ют­ся сис­те­ма­ми об­ще­ст­ва, са­мой об­шир­ной сис­те­мы, ох­ва­ты­ваю­щей ос­таль­ные как го­ри­зонт всех воз­мож­ных ком­му­ни­ка­ций.

Соч.: Soziologische Aufklärung. Opladen, 1971–1995. Bd 1–6; Rechtssoziologie. Reinbek bei Ham­burg, 1972. Bd 1–2; Rechtssystem und Rechtsdogmatik. Stuttg., 1974; Funktion der Religion. Fr./M., 1977; Gesellschaftsstruktur und Semantik. Fr./M., 1980–1995. Bd 1–4; Liebe als Passion: Zur Codierung von Intimi­tät. Fr./M., 1982; Soziologie des Risikos. B., 1991; Власть. М., 2001; Об­ще­ст­во об­ще­ст­ва. М., 2004–2009. Т. 1–5; Ре­аль­ность масс-ме­диа. М., 2005; Со­ци­аль­ные сис­те­мы. Очерк об­щей тео­рии. СПб., 2007.

Лит.: По­ско­ни­на О. В. Фи­ло­со­фия го­су­дар­ст­ва Н. Лу­ма­на. Ижевск, 1996; она же. Об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ская тео­рия Н. Лу­ма­на: Ме­то­до­ло­ги­че­ский ас­пект. Ижевск, 1997; Hor­ster D. N. Luhmann. Münch., 1997; Ан­то­нов­ский А. Ю. Н. Лу­ман: эпи­сте­мо­ло­ги­че­ское вве­де­ние в тео­рию со­ци­аль­ных сис­тем. М., 2007.

Вернуться к началу