ЛЕВИНА́С
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕВИНА́С (Levinas) Эмманюэль [30.12.1905(12.1.1906) Ковно – 25.12.1995, Париж], франц. философ литов. происхождения. Учился в гимназии в Харькове. С 1923 жил во Франции. С 1924 изучал философию в ун-те в Страсбуре, в 1928–29 во Фрайбурге слушал лекции Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. В Париже посещал лекции А. Кожева, филос. собрания у Г. Марселя. В годы 2-й мировой войны был в плену в Германии. Проф. в ун-тах Пуатье (с 1961), Париж X–Нантер (с 1967), в Сорбонне (с 1973).
Опираясь на идеи Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, Л. разрабатывал этич. вариант феноменологии, созвучный «диалогической философии» М. Бубера и Г. Марселя. В центре концепции Л. – проблема Другого, изначальный опыт общения с другим человеком, в конечном итоге – с Богом. Общение как «близость ближнего» предстаёт у Л. как непосредств. отношения двух своеобразных субъективностей, рождающиеся естественным образом и не поддающиеся концептуализации: чувство близости постигается без к.-л. априори, сознание охвачено им до того, как стало образным и понятийным. Именно эти отношения выявляют высшую человеческую способность к трансцендированию, выходу за пределы наличного бытия – к другому и для другого, именно в фундам. опыте «предстояния лицом-к-лицу» (а не в безличном отношении субъекта к объекту) только и рождается смысл и конституируется различие между Я и Другим как отношения один-для-другого.
Отношение к ближнему со стороны Я есть одержимость Другим и ответственность за Другого, за его дела и просчёты, достижения и ошибки. По признанию Л., идея ответственности была подсказана ему Библией и рус. классич. литературой 19 в. Этич. позицию Ф. М. Достоевского, выраженную в словах «мы все виновны за всё и перед всеми, и я виновен более других», Л. называл справедливостью, которая рождается из милосердия, из любви как способности взять на себя судьбу другого человека. Отношения ответственности «несимметричны»: человек является подлинно моральным субъектом только в той мере, в какой он в отношении к Другому не надеется на взаимность и не требует её. Зарождение чувства ответственности Л. считал началом собственно человеческого существования, а «первой» философией – этику, которая предшествует онтологии, будучи превышением, «приращением» бытия (Л. порывает с идущей от Парменида традиц. онтологией, абсолютизирующей понятие бытия).
Отношения Я – Другой Л. формулировал в качестве своеобразной парадигмы межчеловеческого общения, в которое включено множество субъектов (человечество как коммуникация разнообразных культур и т. п.). Из опыта этих отношений Л. выводил практику и познават. деятельность, мир культуры вообще. Поднимая мораль до уровня Абсолюта, Л. отождествлял проповедуемую им этику с опытом религ. жизни.