ЛА́О-ЦЗЫ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́О-ЦЗЫ (Учитель Лао, Почтенный мудрец/философ, Старый ребёнок), Лао Дань, Ли Эр, Ли Боян, Лао-цзюнь (Государь Лао), др.-кит. философ, мифологизированный основоположник даосизма, предполагаемый автор «Дао дэ цзина», изначально называвшегося «Лао-цзы» («[Трактат] Учителя Лао»). Согласно традиц. историографии, родился в кон. 7 – нач. 6 вв. до н. э. В позднейших исследованиях время его жизни датировалось периодом от 8 до 2 вв. до н. э. (преим. – 4–3 вв. до н. э.) и обсуждались три гл. проблемы: 1) Л.-ц. – реальное или вымышленное лицо, 2) когда он жил или сложился его образ, 3) кто был автором «Дао дэ цзина». Уже в древнейшей биографии «сокровенного благородного мужа (цзюнь цзы)» Л.-ц. в «Ши цзи» Сыма Цяня (2–1 вв. до н. э.) допускались его идентификация с тремя разными личностями 6 – сер. 4 вв. до н. э. («каноническим» Ли Эром, даосом из Чу и современником Конфуция Лао Лай-цзы, великим историком-астрологом Данем из Чжоу) и возможность того, что он прожил 160–200 лет благодаря искусству «пестования/вскармливания жизни» (макробиотики). Там сообщено о рождении Л.-ц. (Ли Эра) в периферийном («варварском») юж. государстве Чу (селении Цюйжэнь уезда Ку – ныне Луи пров. Хэнань), где сохранилась архаич. традиция шаманизма (по-видимому, ставшая первоисточником даосизма), о его службе в западном/центральном из Срединных (исконно китайских) государств, в династийном домене Чжоу, в качестве историка-астролога, хранившего дворцовый архив, о прибытии к нему для получения наставлений о ли-благопристойности/ритуале Конфуция и об уходе Л.-ц. в конце жизни в неизвестном направлении через пограничную (западную/южную) заставу, начальнику которой Гуань Иню (Инь Си) он оставил запись своего учения о Пути-дао и благодати-дэ в книге из пяти с лишним тысяч иероглифов, ныне отождествляемой с «Дао дэ цзином». В 6–7 вв. н. э. текстологи и комментаторы Лу Дэ-мин (ок. 550–630) и Кун Ин-да (574–648) засвидетельствовали иное место рождения Л.-ц. – уезд Сян в государстве Чэнь, что потребовало и корректировки всей его биографии. Дискуссии о ней, начавшиеся в 11–12 вв., продолженные в 18–19 вв. и особенно в 20 в., основаны на противоречивости данных Сыма Цяня и на том, что имя Л.-ц. появляется в текстах 4–3 вв. до н. э., а «Дао дэ цзин» тоже относится к 3 в. или даже нач. 2 в. до н. э.
Сыма Цянь также засвидетельствовал терминологич. связь имён Л.-ц. и мифич. Хуан-ди (Жёлтого императора/первопредка) в биноме Хуан-Лао, обозначающем родоначальников даосизма и его разновидность, процветавшую в 4–3 вв. до н. э. – 3–4 вв. н. э. На рубеже н. э. в качестве реакции на теизацию конфуцианства и проникновение буддизма начался процесс мифологизации и обожествления самого Л.-ц. как «великого и высшего» «августейшего императора/первопредка» (хуан ди), «начального и первоисходного» «небесного царя», который, «родившись раньше неба и земли», являясь тончайшим духом, персонификацией Пути-дао и единым божеством Хуан-Лао (Жёлтым старцем), воплощается из века в век в обликах величайших гос. наставников и духовных вождей, включая даже Будду («желтолицего Лао-цзы»). Возникли и описания его внешности, старейшее из которых оставил даосский философ и учёный Гэ Хун в «Баопу-цзы» («[Трактат] Учителя, объемлющего первозданную простоту») и в приписываемом ему соч. «Шэнь сянь чжуань» («Предания о святых-бессмертных»). Родившийся седым старцем (согласно наименованию Л.-ц. – Старый ребёнок), под сливой (согласно фамилии Ли – Слива), Л.-ц. своим чудесным обликом чрезвычайно напоминал Будду. В частности, описание рождения и внешности Л.-ц. воспроизводило несколько из присущих Будде 32 «признаков великого человека» (священного харизматич. царя и будды), приведённых в «Сань ши эр сян цзине» («Сутре/Каноне о 32 признаках»): рождение из левого бока матери, огромные с вытянутыми мочками уши и длинный язык, соответствующие имени Эр (Уши) / Чун-эр (Двойные уши) и прозвищу Дань (Большие и длинные уши / Высунутый язык), золотистую желтизну (императорский цвет) кожи, «на лбу всепроникающий ли-принцип [универсального постижения] троением и пятерением», подобный урне (санскр. – шерсть) – мистич. образованию (белой шерстинке или точке) между бровей Будды, испускающему всепроникающий свет, выпуклость на темени, аналогичную инд. ушнише, 8 священных знаков или/и магический круг-чакра на ступнях. Эти признаки вместе с высоким ростом, квадратным ртом, толстыми губами, большими глазами, длинными бровями и широким лбом, а также атрибуты: мантич. символы «И цзина» – гуа (три-, гексаграммы), Великий предел (тай цзи) и чёрный бык, верхом на котором он отправился на запад (в райскую землю), вошли в типовую иконографию Л.-ц. Данные свойства могут быть отголоском исходного, видимо, навеянного образом Будды, представления об иноземном (юго-западном) происхождении Л.-ц.: на юго-западе расположены государства Чу и Чэнь и страна/народ дань-эр (вислоухих, т. е. растягивавших уши до плеч и делавших в мочках большие отверстия), название которых состоит из имён Л.-ц. Дань (Свисающие до плеч уши) и Эр (Уши), а их потомки связаны с загадочной страной чёрных быков (ню-ли). Всё это укладывается в старую гипотезу (В. П. Васильев, 1873; Л. С. Васильев, 1982, 1989) об индо-буддийском влиянии на автора «Дао дэ цзина».
Культ Л.-ц. начал складываться, вероятно, ещё в кон. 3 – нач. 2 вв. до н. э. и сформировался в эпоху Хань ко 2 в. н. э. В 165 имп. Хуань-ди повелел совершить ему жертвоприношение на родине в уезде Ку, а на следующий год лично участвовал в таковом у себя во дворце. Руководители даосской школы чжэн-и-дао, создавшие свой религ. комментарий к «Дао дэ цзину» – «Сян Эр чжу», установили поклонение Лао-цзюню в созданном ими в кон. 2 – нач. 3 вв. теократич. государстве в пров. Сычуань. В эпоху Лю-чао (229–589) Л.-ц. стал одним из Трёх пречистых (сань цин) – высших даосских божеств. Особый размах культ Л.-ц. приобрёл в 7–8 вв. при династии Тан, императоры которой носили фамилию Ли, почитали его своим предком и присвоили ему титулы «святомудрого» (шэн) и «августейшего императора/первопредка». Тогда же при имп. Сюань-цзуне днём рождения Л.-ц. было установлено 15-е число второго лунного месяца, которое при династии Сун в 1118 стало «праздником Стойкого/Истинного начала», отмечаемым и ныне как важнейшее общедаосское торжество Небесного достопочтенного Пути и благодати (Дао-дэ тянь-цзунь). Л.-ц. продолжают поклоняться во всех даосских храмах, на его родине в Луи сохраняется посвящённая ему кумирня, а в нар. верованиях он считается покровителем заклинателей, кузнецов, ювелиров, точильщиков и мастеров по изготовлению пиал и палочек для еды.