Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́О-ЦЗЫ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 699

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев
Лао-цзы.

ЛА́О-ЦЗЫ (Учи­тель Лао, Поч­тен­ный муд­рец/фи­ло­соф, Ста­рый ре­бё­нок), Лао Дань, Ли Эр, Ли Бо­ян, Лао-цзюнь (Го­су­дарь Лао), др.-кит. фи­ло­соф, ми­фо­ло­ги­зи­ро­ван­ный ос­но­во­по­лож­ник дао­сиз­ма, пред­по­ла­гае­мый ав­тор «Дао дэ цзи­на», из­на­чаль­но на­зы­вав­ше­го­ся «Лао-цзы» («[Трак­тат] Учи­те­ля Лао»). Со­глас­но тра­диц. ис­то­рио­гра­фии, ро­дил­ся в кон. 7 – нач. 6 вв. до н. э. В позд­ней­ших ис­сле­до­ва­ни­ях вре­мя его жиз­ни да­ти­ро­ва­лось пе­рио­дом от 8 до 2 вв. до н. э. (пре­им. – 4–3 вв. до н. э.) и об­су­ж­да­лись три гл. про­бле­мы: 1) Л.-ц. – ре­аль­ное или вы­мыш­лен­ное ли­цо, 2) ко­гда он жил или сло­жил­ся его об­раз, 3) кто был ав­то­ром «Дао дэ цзи­на». Уже в древ­ней­шей био­гра­фии «со­кро­вен­но­го бла­го­род­но­го му­жа (цзюнь цзы)» Л.-ц. в «Ши цзи» Сы­ма Ця­ня (2–1 вв. до н. э.) до­пус­ка­лись его иден­ти­фи­ка­ция с тре­мя раз­ны­ми лич­но­стя­ми 6 – сер. 4 вв. до н. э. («ка­но­ни­че­ским» Ли Эром, дао­сом из Чу и со­вре­мен­ни­ком Кон­фу­ция Лао Лай-цзы, ве­ли­ким ис­то­ри­ком-ас­т­ро­ло­гом Да­нем из Чжоу) и воз­мож­ность то­го, что он про­жил 160–200 лет бла­го­да­ря ис­кус­ст­ву «пес­то­ва­ния/вскарм­ли­ва­ния жиз­ни» (мак­ро­био­ти­ки). Там со­об­ще­но о ро­ж­де­нии Л.-ц. (Ли Эра) в пе­ри­фе­рий­ном («вар­вар­ском») юж. го­су­дар­ст­ве Чу (се­ле­нии Цюй­жэнь уез­да Ку – ны­не Луи пров. Хэ­нань), где со­хра­ни­лась ар­ха­ич. тра­ди­ция ша­ма­низ­ма (по-ви­ди­мо­му, став­шая пер­во­ис­точ­ни­ком дао­сиз­ма), о его служ­бе в за­пад­ном/цен­траль­ном из Сре­дин­ных (ис­кон­но ки­тай­ских) го­су­дарств, в ди­на­стий­ном до­ме­не Чжоу, в ка­че­ст­ве ис­то­ри­ка-ас­т­ро­ло­га, хра­нив­ше­го двор­цо­вый ар­хив, о при­бы­тии к не­му для по­лу­че­ния на­став­ле­ний о ли-бла­го­при­стой­но­сти/ри­туа­ле Кон­фу­ция и об ухо­де Л.-ц. в кон­це жиз­ни в не­из­вест­ном на­прав­ле­нии че­рез по­гра­нич­ную (за­пад­ную/юж­ную) за­ста­ву, на­чаль­ни­ку ко­то­рой Гу­ань Иню (Инь Си) он ос­та­вил за­пись сво­его уче­ния о Пу­ти-дао и бла­го­да­ти-дэ в кни­ге из пя­ти с лиш­ним ты­сяч ие­рог­ли­фов, ны­не ото­жде­ст­в­ляе­мой с «Дао дэ цзи­ном». В 6–7 вв. н. э. тек­сто­ло­ги и ком­мен­та­то­ры Лу Дэ-мин (ок. 550–630) и Кун Ин-да (574–648) за­сви­де­тель­ст­во­ва­ли иное ме­сто ро­ж­де­ния Л.-ц. – уезд Сян в го­су­дар­ст­ве Чэнь, что по­тре­бо­ва­ло и кор­рек­ти­ров­ки всей его био­гра­фии. Дис­кус­сии о ней, на­чав­шие­ся в 11–12 вв., про­дол­жен­ные в 18–19 вв. и осо­бен­но в 20 в., ос­но­ва­ны на про­ти­во­ре­чи­во­сти дан­ных Сы­ма Ця­ня и на том, что имя Л.-ц. по­яв­ля­ет­ся в тек­стах 4–3 вв. до н. э., а «Дао дэ цзин» то­же от­но­сит­ся к 3 в. или да­же нач. 2 в. до н. э.

Сы­ма Цянь так­же за­сви­де­тель­ст­во­вал тер­ми­но­ло­гич. связь имён Л.-ц. и ми­фич. Ху­ан-ди (Жёл­то­го им­пе­ра­то­ра/пер­во­пред­ка) в би­но­ме Ху­ан-Лао, обо­зна­чаю­щем ро­до­на­чаль­ни­ков дао­сиз­ма и его раз­но­вид­ность, про­цве­тав­шую в 4–3 вв. до н. э. – 3–4 вв. н. э. На ру­бе­же н. э. в ка­че­ст­ве ре­ак­ции на теи­за­цию кон­фу­ци­ан­ст­ва и про­ник­но­ве­ние буд­диз­ма на­чал­ся про­цесс ми­фо­ло­ги­за­ции и обо­же­ст­в­ле­ния са­мо­го Л.-ц. как «ве­ли­ко­го и выс­ше­го» «ав­гу­стей­ше­го им­пе­ра­то­ра/пер­во­пред­ка» (ху­ан ди), «на­чаль­но­го и пер­во­ис­ход­но­го» «не­бес­но­го ца­ря», ко­то­рый, «ро­див­шись рань­ше не­ба и зем­ли», яв­ля­ясь тон­чай­шим ду­хом, пер­сони­фи­ка­ци­ей Пу­ти-дао и еди­ным бо­же­ст­вом Ху­ан-Лао (Жёл­тым стар­цем), во­пло­ща­ет­ся из ве­ка в век в об­ли­ках ве­ли­чай­ших гос. на­став­ни­ков и ду­хов­ных во­ж­дей, вклю­чая да­же Буд­ду («жел­то­ли­це­го Лао-цзы»). Воз­ник­ли и опи­са­ния его внеш­но­сти, ста­рей­шее из ко­то­рых ос­та­вил да­ос­ский фи­ло­соф и учё­ный Гэ Хун в «Бао­пу-цзы» («[Трак­тат] Учи­те­ля, объ­ем­лю­ще­го пер­во­здан­ную про­сто­ту») и в при­пи­сы­вае­мом ему соч. «Шэнь сянь чжу­ань» («Пре­да­ния о свя­тых-бес­смерт­ных»). Ро­див­ший­ся се­дым стар­цем (со­глас­но на­име­но­ва­нию Л.-ц. – Ста­рый ре­бё­нок), под сли­вой (со­глас­но фа­ми­лии Ли – Сли­ва), Л.-ц. сво­им чу­дес­ным об­ли­ком чрез­вы­чай­но на­по­ми­нал Буд­ду. В ча­ст­но­сти, опи­са­ние ро­ж­де­ния и внеш­но­сти Л.-ц. вос­про­из­во­ди­ло не­сколь­ко из при­су­щих Буд­де 32 «при­зна­ков ве­ли­ко­го че­ло­ве­ка» (свя­щен­но­го ха­риз­ма­тич. ца­ря и буд­ды), при­ве­дён­ных в «Сань ши эр сян цзи­не» («Сут­ре/Ка­но­не о 32 при­зна­ках»): ро­ж­де­ние из ле­во­го бо­ка ма­те­ри, ог­ром­ные с вы­тя­ну­ты­ми моч­ка­ми уши и длин­ный язык, со­от­вет­ст­вую­щие име­ни Эр (Уши) / Чун-эр (Двой­ные уши) и про­зви­щу Дань (Боль­шие и длин­ные уши / Вы­су­ну­тый язык), зо­ло­ти­стую жел­тиз­ну (им­пе­ра­тор­ский цвет) ко­жи, «на лбу все­про­ни­каю­щий ли-прин­цип [уни­вер­саль­но­го по­сти­же­ния] трое­ни­ем и пя­те­ре­ни­ем», по­доб­ный ур­не (санскр. – шерсть) – мис­тич. об­ра­зо­ва­нию (бе­лой шер­стин­ке или точ­ке) ме­ж­ду бро­вей Буд­ды, ис­пус­каю­ще­му все­про­ни­каю­щий свет, вы­пук­лость на те­ме­ни, ана­ло­гич­ную инд. уш­ни­ше, 8 свя­щен­ных зна­ков или/и ма­ги­че­ский круг-ча­кра на ступ­нях. Эти при­зна­ки вме­сте с вы­со­ким рос­том, квад­рат­ным ртом, тол­сты­ми гу­ба­ми, боль­ши­ми гла­за­ми, длин­ны­ми бро­вя­ми и ши­ро­ким лбом, а так­же ат­ри­бу­ты: ман­тич. сим­во­лы «И цзи­на» – гуа (три-, гек­са­грам­мы), Ве­ли­кий пре­дел (тай цзи) и чёр­ный бык, вер­хом на ко­то­ром он от­пра­вил­ся на за­пад (в рай­скую зем­лю), во­шли в ти­по­вую ико­но­гра­фию Л.-ц. Дан­ные свой­ст­ва мо­гут быть от­го­ло­ском ис­ход­но­го, ви­ди­мо, на­ве­ян­но­го об­ра­зом Буд­ды, пред­став­ле­ния об ино­зем­ном (юго-за­пад­ном) про­ис­хо­ж­де­нии Л.-ц.: на юго-за­па­де рас­по­ло­же­ны го­су­дар­ст­ва Чу и Чэнь и стра­на/на­род дань-эр (вис­ло­ухих, т. е. рас­тя­ги­вав­ших уши до плеч и де­лав­ших в моч­ках боль­шие от­вер­стия), на­зва­ние ко­то­рых со­сто­ит из имён Л.-ц. Дань (Сви­саю­щие до плеч уши) и Эр (Уши), а их по­том­ки свя­за­ны с за­га­доч­ной стра­ной чёр­ных бы­ков (ню-ли). Всё это ук­ла­ды­ва­ет­ся в ста­рую ги­по­те­зу (В. П. Ва­силь­ев, 1873; Л. С. Ва­силь­ев, 1982, 1989) об ин­до-буд­дий­ском влия­нии на ав­то­ра «Дао дэ цзи­на».

Культ Л.-ц. на­чал скла­ды­вать­ся, ве­ро­ят­но, ещё в кон. 3 – нач. 2 вв. до н. э. и сфор­ми­ро­вал­ся в эпо­ху Хань ко 2 в. н. э. В 165 имп. Ху­ань-ди по­ве­лел со­вер­шить ему жерт­во­при­но­ше­ние на ро­ди­не в уез­де Ку, а на сле­дую­щий год лич­но уча­ст­во­вал в та­ко­вом у се­бя во двор­це. Ру­ко­во­ди­те­ли да­ос­ской шко­лы чжэн-и-дао, соз­дав­шие свой ре­лиг. ком­мен­та­рий к «Дао дэ цзи­ну» – «Сян Эр чжу», ус­та­но­ви­ли по­кло­не­ние Лао-цзю­ню в соз­дан­ном ими в кон. 2 – нач. 3 вв. тео­кра­тич. го­су­дар­ст­ве в пров. Сы­чу­ань. В эпо­ху Лю-чао (229–589) Л.-ц. стал од­ним из Трёх пре­чис­тых (сань цин) – выс­ших да­ос­ских бо­жеств. Осо­бый раз­мах культ Л.-ц. при­об­рёл в 7–8 вв. при ди­на­стии Тан, им­пе­ра­то­ры ко­то­рой но­си­ли фа­ми­лию Ли, по­чи­та­ли его сво­им пред­ком и при­свои­ли ему ти­ту­лы «свя­то­муд­ро­го» (шэн) и «ав­гу­стей­ше­го им­пе­ра­то­ра/пер­во­пред­ка». То­гда же при имп. Сю­ань-цзу­не днём ро­ж­де­ния Л.-ц. бы­ло ус­та­нов­ле­но 15-е чис­ло вто­ро­го лун­но­го ме­ся­ца, ко­то­рое при ди­на­стии Сун в 1118 ста­ло «празд­ни­ком Стой­ко­го/Ис­тин­но­го на­ча­ла», от­ме­чае­мым и ны­не как важ­ней­шее об­ще­да­ос­ское тор­же­ст­во Не­бес­но­го дос­то­поч­тен­но­го Пу­ти и бла­го­да­ти (Дао-дэ тянь-цзунь). Л.-ц. про­дол­жа­ют по­кло­нять­ся во всех да­ос­ских хра­мах, на его ро­ди­не в Луи со­хра­ня­ет­ся по­свя­щён­ная ему ку­мир­ня, а в нар. ве­ро­ва­ниях он счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем за­кли­на­те­лей, куз­не­цов, юве­ли­ров, то­чиль­щи­ков и мас­те­ров по из­го­тов­ле­нию пи­ал и па­ло­чек для еды.

Лит.: Ян Хин-шун. Древ­не­ки­тай­ский фи­ло­соф Лао-цзы и его уче­ние. М.; Л., 1950; Ло Гэнь-цзэ. Чжу-цзы као-со. Пе­кин, 1958; Го Мо-жо. Фи­ло­со­фы древ­не­го Ки­тая. М., 1961; Sei­del A. La di­vini­sa­tion de Lao Tseu dans le taoїsme des Han. P., 1992; Kal­ten­mark M. Lao Tzu and Tao­ism. Stan­ford, 1992; Сы­ма Цянь. Ис­то­ри­че­ские за­пис­ки. М., 1996. Т. 7. С. 38–39; Huang Zhan­zhu P. Lao Zi: the book and the man. Hels., 1996; Лао-цзы: Об­рес­ти се­бя в Дао / Сост. И. И. Се­ме­нен­ко. М., 1999; Ва­силь­ев В. Дао­сизм // Все о Ки­тае. М., 2002. Т. 2; По­пов П. Лао-цзы // Все о Ки­тае. М., 2003. Т. 1; Вэнь-цзы. По­зна­ние тайн: Даль­ней­шее раз­ви­тие уче­ния Лао-цзы. М., 2004; Мас­лов А. А. За­гад­ки, тай­ны и ко­ды «Дао дэ цзи­на». Рос­тов н/Д., 2005; Коб­зев А. И. Лао-цзы, «Дао дэ цзин» // Ду­хов­ная куль­тура Ки­тая. М., 2006. [Т. 1]; он же. Лао-цзы и Буд­да – «сов­па­де­ние двух в од­ном» или «раз­двое­ние еди­но­го»? // Об­ще­ст­во и го­су­дар­ст­во в Ки­тае. М., 2009. См. так­же лит. при стать­ях «Дао дэ цзин» и Дао­сизм.

Вернуться к началу