Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУДРЯ́ВЦЕВ-ПЛАТО́НОВ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 251

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Ванчугов

КУДРЯ́ВЦЕВ-ПЛАТО́НОВ Вик­тор Дмит­рие­вич [3(15).10.1828, Но­во­ржев­ский у. Псков­ской губ. – 3(15).12.1891, Сер­ги­ев По­сад], рус. фи­ло­соф и бо­го­слов. Ро­дил­ся в се­мье пол­ко­во­го свя­щен­ни­ка. Окон­чил Моск. ду­хов­ную ака­де­мию (1852), сти­пен­ди­ат митр. Пла­то­на (Лев­ши­на; от­сю­да вто­рая фа­ми­лия). Уче­ник Ф. А. Го­лу­бин­ско­го, по­сле смер­ти ко­то­ро­го в 1854 воз­гла­вил ка­фед­ру фи­ло­со­фии в Моск. ду­хов­ной ака­де­мии, экс­т­ра­ор­ди­нар­ный (1857) и ор­ди­нар­ный (1858) про­фес­сор.

Раз­ви­вая идеи Ф. А. Го­лу­бин­ско­го о бес­ко­неч­ном бы­тии, К.-П. соз­дал пер­вую в Рос­сии кон­цеп­цию хри­сти­ан­ской фи­ло­со­фии, на­зван­ной им сис­те­мой транс­цен­ден­таль­но­го мо­низ­ма. Ос­но­вой для ра­цио­наль­но­го объ­яс­не­ния фи­зи­че­ско­го и ду­хов­но­го ми­ра вы­сту­па­ет ме­та­фи­зи­ка, вклю­чаю­щая гно­сео­ло­гию (уче­ние о дос­то­вер­но­сти по­зна­ния) и он­то­ло­гию, или уче­ние о су­щем, о без­ус­лов­но су­щем, или Бо­ге (ес­те­ст­вен­ное бо­го­сло­вие), и об ус­лов­но су­щем (кос­мо­ло­гия как уче­ние о фи­зич. ми­ре и ра­цио­наль­ная пси­хо­ло­гия как уче­ние о ду­хов­ном ми­ре). Ес­теств. по­треб­ность че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма в по­зна­ват. син­те­зе мо­жет удов­ле­тво­рить, по К.-П., лишь при­зна­ние в ка­че­ст­ве на­ча­ла, объ­е­ди­няю­ще­го ма­те­ри­аль­ную и ду­хов­ную сто­ро­ны бы­тия, Су­ще­ст­ва, на­хо­дя­ще­го­ся над ми­ром, вне ми­ра, от­лич­но­го от не­го. Пы­та­ясь пре­одо­леть дуа­лизм бы­тия, идеа­лизм и ма­те­риа­лизм вы­де­ля­ли в ка­че­ст­ве ос­но­вы од­ну из его сто­рон – ду­хов­ную или фи­зич. суб­стан­цию (суб­стан­ци­аль­ный мо­низм). Ме­ж­ду тем Су­ще­ст­во, объ­е­ди­няю­щее бы­тие, яв­ля­ет­ся не суб­стан­ци­ей ми­ро­вых яв­ле­ний, а их вы­со­чай­шей творч. при­чи­ной (транс­цен­ден­таль­ный мо­низм). На­ря­ду с эм­пи­рич. и ра­цио­наль­ным по­зна­ни­ем, К.-П. вы­де­ля­ет иде­аль­ное (по су­ще­ст­ву – мис­ти­че­ское) по­зна­ние, имею­щее це­лью от­ра­же­ние объ­ек­тив­ной иде­аль­ной (выс­шей) дей­ст­ви­тель­но­сти в фор­ме ис­ти­ны, до­б­ра, кра­со­ты, аб­со­лют­но­го со­вер­шен­ст­ва. Це­ло­ст­ное зна­ние, со­став­ляю­щее иде­ал фи­ло­со­фии, воз­мож­но лишь в кон­крет­ном един­ст­ве этих трёх форм по­зна­ния. Идеи К.-П. ока­за­ли влия­ние на Вл. С. Со­ловь­ё­ва.

Соч.: Ре­ли­гия, ее сущ­ность и про­ис­хо­ж­де­ние. М., 1871; Кри­ти­че­ский раз­бор уче­ния О. Кон­та о трех ме­то­дах фи­ло­соф­ско­го по­зна­ния. М., 1874; Вве­де­ние в фи­ло­со­фию. М., 1889; Соч.: В 3 т. Сер­ги­ев По­сад, 1892–1894; Соч.: В 2 т. Сер­ги­ев По­сад, 1898–1914; Фи­ло­со­фия ре­ли­гии. М., 2008.

Лит.: Вве­ден­ский А. И. О ха­рак­те­ре, со­ста­ве (сжа­тое из­ло­же­ние) и зна­че­нии фи­ло­со­фии В. Д. Куд­ряв­це­ва-Пла­то­но­ва. Сер­ги­ев По­сад, 1893.

Вернуться к началу