КУДРЯ́ВЦЕВ-ПЛАТО́НОВ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУДРЯ́ВЦЕВ-ПЛАТО́НОВ Виктор Дмитриевич [3(15).10.1828, Новоржевский у. Псковской губ. – 3(15).12.1891, Сергиев Посад], рус. философ и богослов. Родился в семье полкового священника. Окончил Моск. духовную академию (1852), стипендиат митр. Платона (Левшина; отсюда вторая фамилия). Ученик Ф. А. Голубинского, после смерти которого в 1854 возглавил кафедру философии в Моск. духовной академии, экстраординарный (1857) и ординарный (1858) профессор.
Развивая идеи Ф. А. Голубинского о бесконечном бытии, К.-П. создал первую в России концепцию христианской философии, названной им системой трансцендентального монизма. Основой для рационального объяснения физического и духовного мира выступает метафизика, включающая гносеологию (учение о достоверности познания) и онтологию, или учение о сущем, о безусловно сущем, или Боге (естественное богословие), и об условно сущем (космология как учение о физич. мире и рациональная психология как учение о духовном мире). Естеств. потребность человеческого разума в познават. синтезе может удовлетворить, по К.-П., лишь признание в качестве начала, объединяющего материальную и духовную стороны бытия, Существа, находящегося над миром, вне мира, отличного от него. Пытаясь преодолеть дуализм бытия, идеализм и материализм выделяли в качестве основы одну из его сторон – духовную или физич. субстанцию (субстанциальный монизм). Между тем Существо, объединяющее бытие, является не субстанцией мировых явлений, а их высочайшей творч. причиной (трансцендентальный монизм). Наряду с эмпирич. и рациональным познанием, К.-П. выделяет идеальное (по существу – мистическое) познание, имеющее целью отражение объективной идеальной (высшей) действительности в форме истины, добра, красоты, абсолютного совершенства. Целостное знание, составляющее идеал философии, возможно лишь в конкретном единстве этих трёх форм познания. Идеи К.-П. оказали влияние на Вл. С. Соловьёва.