Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРО́ЧЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 113

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Котрелёв, З. П. Яхимович

КРО́ЧЕ (Croce) Бе­не­дет­то (25.2.1866, Пес­кас­се­ро­ли – 20.11.1952, Не­аполь), итал. фи­ло­соф, ис­то­рик, ли­те­ра­ту­ро­вед, по­ли­тич. дея­тель, пуб­ли­цист. Из со­стоя­тель­ной знат­ной се­мьи. В 1875–83 учил­ся в ка­то­лич. ли­цее в Не­апо­ле. В 1883 ли­шил­ся род­ных, по­гиб­ших во вре­мя зем­ле­тря­се­ния, и был при­нят в се­мью дя­ди – С. Спа­вен­ты, бра­та фи­ло­со­фа Б. Спа­вен­ты. В 1884–86 учил­ся на юри­дич. ф-те Рим­ско­го ун-та, слу­шал лек­ции А. Лаб­рио­лы, по­зна­ко­мив­ше­го его с мар­ксиз­мом, с кри­ти­кой ко­то­ро­го позд­нее он вы­сту­пил в ра­бо­те «Ис­то­ри­че­ский ма­териа­лизм и мар­кси­ст­ская эко­но­мия» (1900, рус. пер. 1902). С 1886 жил пре­им. в Не­апо­ле. В 1887–1892 с на­уч.-по­зна­ват. це­ля­ми по­се­тил Гер­ма­нию, Ав­ст­рию, Фран­цию, Ни­дер­лан­ды, Ис­па­нию, Пор­ту­га­лию. В 1903 вме­сте с Дж. Джен­ти­ле на­чал из­да­ние лит.-фи­лос.-ис­то­рич. ж. «Critica», ко­то­рый в даль­ней­шем пре­вра­тил­ся в ор­ган, со­дер­жав­ший гл. обр. собств. ста­тьи и ре­цен­зии К. (с 1944 вы­хо­дил не­пе­рио­ди­че­ски как «Quaderni della critica»). В 1910 за свои на­уч. тру­ды удо­сто­ен по­жиз­нен­но­го зва­ния се­на­то­ра. По сво­им воз­зре­ни­ям при­над­ле­жал к уме­рен­ным ли­бе­ра­лам. В 1920–21 мин. про­све­ще­ния и нау­ки в пра­ви­тель­ст­ве Дж. Джо­лит­ти, пы­тал­ся про­вес­ти школь­ную ре­фор­му. В нач. 1920-х гг. К. счи­тал, что фа­ши­ст­ско­му дви­же­нию уда­ст­ся вос­ста­но­вить по­ря­док в стра­не и обуз­дать ле­во­ра­ди­каль­ные те­че­ния, но от­кло­нил пред­ло­же­ние Б. Мус­со­ли­ни за­нять к.-л. гос. пост. Од­на­ко пер­вые же ша­ги фа­ши­ст­ско­го пра­ви­тель­ст­ва, ог­ра­ни­чив­ше­го гражд. сво­бо­ды, сде­ла­ли К. про­тив­ни­ком фа­шиз­ма, что при­ве­ло, в ча­ст­но­сти, к его раз­ры­ву с Джен­ти­ле. В 1924 во­шёл в ру­ко­во­дство Италь­ян­ской ли­бе­раль­ной пар­тии (ИЛП). 1.5.1925 в от­вет на опуб­ли­ко­ван­ный Джен­ти­ле «Ма­ни­фест фа­ши­ст­ской ин­тел­ли­ген­ции» в газ. «Mon­do» поя­вил­ся со­став­лен­ный К. «Ма­ни­фест ин­тел­лек­туа­лов-ан­ти­фа­ши­стов», в ко­то­ром фа­шизм об­ви­нял­ся в раз­ры­ве с тра­ди­ция­ми Ри­сорд­жи­мен­то и ли­бе­раль­но-де­мо­кра­тич. мыс­ли 19 в. Бу­ду­чи сто­рон­ни­ком свет­ско­го го­су­дар­ст­ва, К. по­ло­жи­тель­но оце­ни­вал Ла­те­ран­ские со­гла­ше­ния 1929, но кри­ти­ко­вал ус­туп­ки Церк­ви, осо­бен­но в во­про­сах школь­но­го об­ра­зо­ва­ния.

По­сле кра­ха ре­жи­ма Мус­со­ли­ни в 1943 К. ак­тив­но вклю­чил­ся в об­ществ.-по­ли­тич. жизнь, в 1944 за­нял пост мин. без порт­фе­ля в пра­ви­тель­ст­ве П. Ба­до­льо, за­тем в пер­вом пра­ви­тель­ст­ве И. Бо­но­ми. В 1943–47 воз­глав­лял вос­соз­дан­ную им Италь­ян­скую ли­бе­раль­ную пар­тию. В 1946 из­бран чле­ном Уч­ре­дит. со­б­ра­ния, уча­ст­во­вал в вы­ра­бот­ке но­вой де­мо­кра­тич. кон­сти­ту­ции. В 1947 ос­но­вал в Не­апо­ле Итал. ин-т ис­то­рич. ис­сле­до­ва­ний.

Ми­ро­воз­зре­ние К. сфор­ми­ро­ва­лось под влия­ни­ем шко­лы не­апо­ли­тан­ско­го ге­гель­ян­ст­ва (Б. Спа­вен­та, Ф. Де Санк­тис). Ста­нов­ле­нию собств. уче­ния К. во мно­гом спо­соб­ст­во­ва­ло изу­че­ние фи­ло­со­фии Дж. Ви­ко. Став на­ря­ду с Джен­ти­ле вид­ней­шим пред­ста­ви­те­лем итал. нео­ге­гель­ян­ст­ва, К. оп­ре­де­лял свою «фи­ло­со­фию ду­ха» как «аб­со­лют­ный идеа­лизм». Дух про­яв­ля­ет­ся в тео­ре­ти­че­ской (ло­гич. и эс­те­тич.) и прак­ти­че­ской (этич. и эко­но­мич.) фор­мах. При этом ло­ги­че­ское и эти­че­ское на­прав­ле­ны на все­об­щее, эс­те­ти­че­ское и эко­но­ми­че­ское – на ча­ст­ное. Со­от­вет­ст­вен­но фи­ло­со­фия де­лит­ся К. на че­ты­ре сфе­ры: эс­те­ти­ку, ло­ги­ку, фи­ло­со­фию эко­но­ми­ки и эти­ку. Связь форм ду­ха опи­сы­ва­ет­ся К. по прин­ци­пу т. н. диа­лек­ти­ки един­ст­ва и раз­ли­чия по­ня­тий, ко­то­рой он за­ме­ня­ет ге­ге­лев­ский прин­цип про­ти­во­ре­чия. Фор­мы эти свя­за­ны по­пар­но в диа­ды, при­чём пер­вая сту­пень – эс­те­тич. ин­туи­ция – ав­то­ном­на по от­но­ше­нию ко вто­рой – ло­гич. по­ня­тию (мо­мент раз­ли­чия), то­гда как вто­рая сту­пень пред­по­ла­га­ет пер­вую (мо­мент един­ст­ва). Ве­ду­щую роль в про­цес­се по­зна­ния К. от­во­дил ин­туи­ции, ко­торая, в от­ли­чие от ло­гич. мыш­ле­ния, по­сти­га­ет мир в его кон­крет­но­сти, не­по­вто­ри­мой ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. Своё раз­вёр­ну­тое во­пло­ще­ние ин­туи­ция по­лу­ча­ет в бес­ко­неч­ном мно­го­об­ра­зии про­из­ве­де­ний ис­кус­ст­ва. По­это­му фи­ло­со­фия ин­туи­ции есть эс­те­ти­ка, ко­то­рую К. оп­ре­де­лял как «нау­ку о вы­ра­же­нии», ото­жде­ст­в­ляя её с «об­щей лин­гвис­ти­кой». Сущ­ность по­эзии К. ви­дел в «чис­той», или «ли­ри­че­ской», ин­туи­ции, сво­бод­ной от ло­ги­че­ских или мо­раль­ных за­да­ний; от­сю­да по­эзию как не­за­ин­те­ре­со­ван­ное со­зер­ца­ние К. про­ти­во­пос­тав­лял «про­зе», «ли­те­ра­ту­ре», вы­ра­жаю­щей мо­раль­ные, ин­тел­лек­ту­аль­ные и т. п. куль­тур­ные цен­но­сти.

Т. к. дух у К. ис­то­ри­чен по сво­ей при­ро­де, фи­ло­со­фия яв­ля­ет­ся по су­ще­ст­ву фи­ло­со­фи­ей ис­то­рии, рав­но как ис­то­рич. нау­ка, со сво­ей сто­ро­ны, есть так­же и фи­ло­со­фия, по­сколь­ку в ча­ст­ном ис­то­рик по­зна­ёт уни­вер­саль­ное и ос­мыс­ля­ет про­шлое, ис­хо­дя все­гда из на­стоя­ще­го. К. явил­ся ос­но­во­по­лож­ни­ком влия­тель­ной «эти­ко-по­ли­ти­че­ской» шко­лы в итал. ис­то­рио­гра­фии, бу­ду­чи од­ним из круп­ней­ших итал. ис­то­ри­ков 20 в., ав­то­ром мно­го­числ. ра­бот по ис­то­рии куль­ту­ры, ис­кус­ст­ва, об­ществ. жиз­ни. В вы­шед­шей в 1928 «Ис­то­рии Ита­лии с 1871 по 1915 год» К. в про­ти­во­вес кон­цеп­ции про­фа­ши­ст­ски на­стро­ен­но­го ис­то­ри­ка Дж. Воль­пе ут­вер­ждал, что Ита­лия по­сту­па­тель­но раз­ви­ва­лась по ли­бе­раль­но­му пу­ти. В соч. «Ис­то­рия Ев­ро­пы в XIX ве­ке» (3-е изд., 1932) К. рас­смат­ри­вал этот пе­ри­од как «век ли­бе­ра­лиз­ма», как вре­мя столк­но­ве­ния пя­ти ми­ро­воз­зре­ний, или «ре­ли­гий», – ка­то­ли­циз­ма, ав­то­ри­та­риз­ма, де­мо­кра­тиз­ма, ком­му­низ­ма и ли­бе­ра­лиз­ма.

Эс­те­тич. идеи К. по­лу­чи­ли наи­боль­шую из­вест­ность за пре­де­ла­ми Ита­лии и ока­за­ли зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния и язы­ко­зна­ния (т. н. идеа­ли­стич. шко­ла в фи­ло­ло­гии К. Фосс­ле­ра, Л. Шпит­це­ра и др.). Идеи К. ока­за­ли гро­мад­ное воз­дей­ст­вие на все сфе­ры гу­ма­ни­тар­но­го зна­ния в Ита­лии в 1-й пол. 20 в.

Соч.: Scritti di storia letteraria e politica. Ba­ri, 1911–1954. Vol. 1–44; Эс­те­ти­ка как нау­ка о вы­ра­же­нии и как об­щая лин­гвис­ти­ка. М., 1920. Ч. 1; Filosofia dello spirito. 5 ed. Ba­ri, 1922–1943. Vol. 1–4; Saggi filosofici. Bari, 1922–1952. Vol. 1–14; Scritti varii. Ba­ri, 1927–1963. Vol. 1–12; La storia come pensiero e come azione. 2 ed. Bari, 1938; Epistolario. Napoli, 1967–1969. Vol. 1–2; Taccuini di la­vo­ro. Na­poli, 1987. Vol. 1–6; Edizione nazionale delle opere di B. Croce. Napoli, 1991–2007–; Тео­рия и ис­то­рия ис­то­рио­гра­фии. М., 1998; Ан­то­ло­гия со­чи­не­ний по фи­ло­со­фии: Ис­то­рия, эко­но­ми­ка, пра­во, эти­ка, по­эзия. СПб., 2008; Фраг­мен­ты эти­ки. Омск, 2008.

Лит.: Cione E. B. Croce. 2 ed. Mil., 1953; Ol­giati F. В. Croce e lo storicismo. Mil., 1953; Аб­ба­те М. Фи­ло­со­фия Б. Кро­че и кри­зис италь­ян­ско­го об­ще­ст­ва. М., 1959; Nicolini F. В. Croce. Torino, 1962; Га­рэн Э. Хро­ни­ка италь­ян­ской фи­ло­со­фии 20 в. М., 1965; Bau­so­la A. Etica e politica nel pensiero di B. Croce. Mil., 1966; idem. Filosofia e storia nel pensie­ro crociano. 2 ed. Mil., 1967; Грам­ши А. О ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ст­ве. М., 1967; То­пу­рид­зе EИ. Эс­те­ти­ка Б. Кро­че. Тб., 1967; De Feo I. Croce: l’uomo e l’opera. [Mil.], 1975; Brescia G. Croce inedito: 1881–1952. Napoli, [1984]; Bo­netti P. Introduzione a Croce. Roma, 1984; Don­doli L. Genesi e sviluppi della teoria lin­guistica di B. Croce. Roma, 1988; Mustè M. B. Croce. Napoli, 1990; Croce e Gentile: fra tra­dizione nazionale e filosofia europea / A cura di M. Ciliberto. Roma, 1993; Franchini R. La teoria della storia di B. Croce. 3 ed. Napoli, 1995; Маль­це­ва С. Фи­ло­соф­ско-эс­те­ти­че­ская кон­цеп­ция Б. Кро­че: Диа­лог про­шло­го с на­стоя­щим. СПб., 1996; Ов­сян­ни­ко­ва ИА. Ли­бе­раль­ная фи­ло­со­фия Б. Кро­че. Омск, 1998; Зо­рин АЛ. Эти­ка италь­ян­ских не­ои­деа­ли­стов. Крас­но­дар, 1999; Verdicchio M. Naming things: aesthetics, philosophy and history in B. Croce. Napoli, 2000; Albanese C. Un uomo di nome Benedetto: la vita di Croce nei suoi as­petti privati e poco noti. Napoli, [2001]; Ga­las­so G. Croce e lo spirito del suo tempo. Ro­ma, 2002; Lönne K.E. B. Croce: Vermittler zwischen deutschem und italienischem Geis­tes­leben. Tüb., 2002; Rizi F. F. B. Croce and Ita­lian fascism. Toronto, 2003; Cione E. Bibliog­ra­fia crociana. [Monza], 1956; L’opera di B. Croce: bibliografia / A cura di S. Borsari. Napoli, 1964.

Вернуться к началу