Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОТАРБИ́НЬСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 493

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Порус

КОТАРБИ́НЬСКИЙ (Kotarbiński) Та­де­уш (31.3.1886, Вар­ша­ва – 3.10.1981, там же), поль­ский ло­гик и фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель львов­ско-вар­шав­ской шко­лы, пре­зи­дент Поль­ской АН (1957–62), ин. чл. АН СССР (1958). Окон­чил Львов­ский ун-т, уче­ник К. Твар­дов­ско­го. Проф. Вар­шав­ско­го ун-та (1919–60), рек­тор Лод­зин­ско­го ун-та (1945–49). Пре­зи­дент Ме­ж­ду­нар. ин-та фило­со­фии (1960–63). В 1920-х гг. сфор­му­ли­ровал но­ми­на­ли­стич. про­грам­му «ре­из­ма» (от лат. res – вещь), или «кон­кре­тиз­ма», по­сту­ли­ро­вав­шую ре­аль­ность су­ще­ст­во­ва­ния толь­ко те­лес­ных объ­ек­тов (ве­щей) и от­вер­гав­шую ре­аль­ность су­ще­ст­во­ва­ния свойств и от­но­ше­ний по­ми­мо ве­щей; зна­че­ни­ем име­ни яв­ля­ет­ся вещь, а об­щие име­на, на­зва­ния свойств и от­но­ше­ний долж­ны рас­смат­ри­вать­ся как ме­та­фо­ры или со­кра­ще­ния, в прин­ци­пе уст­ра­няе­мые из язы­ка нау­ки. «Ре­изм» от­вер­га­ет пси­хо­фи­зич. па­рал­ле­лизм, трак­туя пси­хич. про­цес­сы как дея­тель­ность ор­га­низ­мов и со­стоя­ния нерв­ной сис­те­мы. Ана­ли­тич. стиль мыш­ле­ния был пе­ре­не­сён К. в сфе­ру эти­ки и по­ни­ма­ния прак­тич. дея­тель­но­сти. Он вы­дви­нул про­грам­му прак­сео­ло­гии как об­щей тео­рии ра­цио­наль­ной дея­тель­но­сти, при­влёк­шую вни­ма­ние ло­ги­ков, эко­но­ми­с­тов, пси­хо­ло­гов, ки­бер­не­ти­ков; ме­то­до­ло­гию нау­ки рас­смат­ри­вал как раз­дел прак­сео­ло­гии. К. раз­ви­вал кон­цеп­цию «не­за­ви­си­мой эти­ки», не за­ви­ся­щей от уче­ний о бес­смер­тии ду­ши или о взаи­мо­от­но­ше­нии ду­ха и ма­те­рии и ис­хо­дя­щей из «прак­ти­че­ско­го реа­лиз­ма»: че­ло­век дол­жен стре­мить­ся к умень­ше­нию зла в жиз­ни всех су­ществ, на судь­бы ко­то­рых он мо­жет ока­зать влия­ние. В си­лу то­го, что прин­цип «ми­ни­ми­за­ции зла» до­пус­ка­ет разл. про­чте­ния (ин­ди­ви­дуа­ли­стич. са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ние, не­про­тив­ле­ние злу на­си­ли­ем, ак­тив­ное со­про­тив­ле­ние злу, вклю­чая борь­бу за со­ци­аль­ное ра­вен­ст­во и спра­вед­ли­вость), его при­ме­не­ние все­гда долж­но быть кон­крет­но ори­ен­ти­ро­ва­но об­щей гу­ма­ни­стич. ус­та­нов­кой.

Соч.: Wybór pism. Warsz., 1957–1958. T. 1–2; Раз­ви­тие прак­сео­ло­гии // Поль­ское обо­зре­ние. 1962. № 12–13; Избр. про­из­ве­де­ния. М., 1963; Трак­тат о хо­ро­шей ра­бо­те. М., 1975; Dzieła wszystkie. Wrocław, 1990–1999. T. 1–5.

Лит.: Во­лень­ский Я. Львов­ско-Вар­шав­ская фи­ло­соф­ская шко­ла. М., 2004.

Вернуться к началу