Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНЦЕПТУАЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 174

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Ромашко

КОНЦЕПТУАЛИ́ЗМ, на­прав­ле­ние в ли­те­ра­ту­ре аван­гар­диз­ма, сфор­ми­ро­вав­шее­ся в кон. 1960-х – нач. 1970-х гг. Осн. пред­ста­ви­те­ли: Э. Яндль, Ф. Май­рё­кер, ран­ний П. Ханд­ке (Ав­ст­рия), Х. Хай­сен­бюттель, Х. Гап­пмайр, З. Й. Шмидт (Гер­ма­ния), груп­па «Art&Language» (Ве­ли­ко­бри­та­ния), груп­па «Fluxus» (США), Он Ка­ва­ра (Япо­ния). Рус. К. свя­зан с дея­тель­но­стью Лиа­но­зов­ской груп­пы, Д. А. При­го­ва, Л. C. Ру­бин­штей­на, А. В. Мо­на­стыр­ско­го и др.

К., во­брав­ший в се­бя опыт пи­са­тель­ско­го ан­ти­тра­ди­цио­на­лиз­ма (да­да­изм, сюр­реа­лизм, ли­те­ра­ту­ра аб­сур­да, кон­крет­ная по­эзия, твор­че­ст­во Дж. Джой­са, Х. Л. Бор­хе­са, Р. Ке­но, в Рос­сии – Д. И. Харм­са и др. уча­ст­ни­ков ОБЭРИУ), стал пре­дель­ным про­яв­ле­ни­ем экс­пе­рим. под­хо­да к лит-ре. К. пе­ре­ори­ен­ти­ру­ет творч. уси­лие с реа­ли­за­ции кон­крет­но­го ху­дож. тек­ста на про­ек­ти­ро­ва­ние про­из­ве­де­ния, фор­му­ли­ро­ва­ние прин­ци­пов его соз­да­ния, обо­зна­че­ние ав­тор­ской по­зи­ции (или её соз­на­тель­но­го унич­то­же­ния); в ре­зуль­та­те раз­мы­ва­ют­ся и да­же раз­ру­ша­ют­ся гра­ни­цы как меж­ду тео­ри­ей и прак­ти­кой твор­че­ст­ва (ав­тор­ская ра­бо­та мо­жет ог­ра­ни­чи­вать­ся из­ло­же­ни­ем тео­ре­тич. кон­цеп­ции, а реа­ли­за­ция за­мыс­ла пре­дос­тав­лять­ся др. ли­цу, в ча­ст­но­сти чи­та­те­лю), так и меж­ду лит-рой и об­щим со­бы­тий­но-ре­че­вым кон­тек­стом, в ко­то­ром на­хо­дят­ся ав­тор и чи­та­тель (эк­зи­стен­ци­аль­но-про­во­ка­тив­ные тек­сто­вые пер­фор­ман­сы При­го­ва, Она Ка­ва­ры, Ко­ма­ра и Ме­ла­ми­да). Ав­тор-кон­цеп­туа­лист сво­бод­но опе­ри­ру­ет со­став­ляю­щи­ми лит-ры как ком­муни­ка­тив­но­го про­цес­са, оп­ро­ки­ды­вая ожи­да­ния ау­ди­то­рии на­ру­ше­ни­ем об­ще­при­нятых пред­став­ле­ний о прин­ци­пах по­строе­ния про­из­ве­де­ния, об от­но­ше­ни­ях ав­то­ра с пуб­ли­кой (П. Ханд­ке в пье­се «По­ру­га­ние пуб­ли­ки», 1966), а так­же о са­мом ав­то­ре, ко­то­рый то прак­ти­че­ски ис­клю­ча­ет­ся из творч. про­цес­са (по­сле то­го как фор­ми­ру­ет сво­его ро­да по­ро­ж­даю­щий ме­ха­низм, ав­то­ма­ти­че­ски со­здаю­щий нуж­ное про­из­ве­де­ние), то, напро­тив, пре­вра­ща­ет­ся в цель это­го про­цес­са, но не в сво­ём ре­аль­ном про­яв­ле­нии, а как ис­кус­ст­вен­но соз­дан­ный ав­тор-пер­со­наж, оп­ре­де­ляю­щий ха­рак­тер при­пи­сы­вае­мых ему про­из­ве­де­ний. Во мно­гих слу­ча­ях соб­ст­вен­но лит. часть про­из­ве­де­ния К. не мо­жет быть от­де­ле­на от со­про­во­ж­даю­щих её изо­бра­зит. эле­мен­тов (ав­тор­ские кни­ги, ин­стал­ля­ции, в ко­то­рых текст яв­ля­ет­ся ча­стью об­ще­го ху­дож. про­стран­ст­ва) или му­зы­каль­но-аку­стич. эф­фек­тов (тек­сту­аль­но-му­зы­каль­ные пер­фор­ман­сы Э. Янд­ля, Д. А. При­го­ва). На ру­бе­же 20–21 вв. К. всё боль­ше смы­ка­ет­ся с эс­те­тич. дея­тель­но­стью в сфе­ре «но­вых тех­но­ло­гий», в зна­чит. час­ти пе­ре­ме­ща­ясь в об­лас­ти ком­пь­ю­тер­но­го иск-ва, се­те­вых лит-ры и иск-ва, ви­део­ар­та.

В сфе­ре изо­бра­зит. иск-ва тен­ден­ции, ана­ло­гич­ные лит. К., на­шли вы­ра­же­ние в кон­цеп­ту­аль­ном ис­кус­ст­ве (ино­гда так­же обо­зна­чае­мом по­ня­ти­ем «кон­цеп­туа­лизм»).

Лит.: Сло­варь тер­ми­нов мо­с­ков­ской кон­цеп­ту­аль­ной шко­лы / Сост. А. Мо­на­стыр­ский. М., 1999; Hapkemeyer A. Language in Аrt: sprachliche Strukturen in der Gegenwarts­kunst. Regensburg, 2004; Zwischen Platon und Mon­drian: Heinz Gappmayrs konzeptuelle Poetik / Hrsg. S. J. Schmidt. Klagenfurt, 2005.

Вернуться к началу