Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНВЕНЦИОНАЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 726

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Порус

КОНВЕНЦИОНАЛИ́ЗМ (от лат. conven­tio – со­гла­ше­ние), на­прав­ле­ние в фи­ло­со­фии нау­ки, со­глас­но ко­то­ро­му в ос­но­ве на­уч. тео­рий ле­жат яв­ные или не­яв­ные со­гла­ше­ния (кон­вен­ции) учё­ных от­но­си­тель­но по­ня­тий, оп­ре­де­ле­ний, ак­си­ом, ги­потез и т. д., при­чём вы­бор со­гла­ше­ний ре­гу­ли­ру­ет­ся со­об­ра­же­ния­ми удоб­ст­ва, це­ле­со­об­раз­но­сти, про­сто­ты, эс­те­тич. со­вер­шен­ст­ва и др.

Ос­но­во­по­лож­ни­ком К. счи­та­ет­ся А. Пу­ан­ка­ре. Ис­хо­дя из при­ме­не­ния ак­сио­ма­тич. ме­то­да в ря­де ма­те­ма­тич. дис­ци­п­лин, он при­шёл к вы­во­ду о том, что ак­сио­мы – про­дук­ты со­гла­ше­ний, не имею­щие опыт­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, их вы­бор обу­слов­лен лишь со­об­ра­же­ния­ми про­дук­тив­но­сти ма­те­ма­тич. до­ка­за­тель­ст­ва. Эта идея бы­ла за­тем рас­про­стра­не­на им на об­ласть ес­те­ст­во­зна­ния.

Пред­ста­ви­те­ли ана­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии вы­сту­пи­ли с обос­но­ва­ни­ем К. в сфе­ре ло­ги­ки. Р. Кар­нап сфор­му­ли­ро­вал т. н. прин­цип тер­пи­мо­сти, со­глас­но ко­то­ро­му в ос­но­ву на­уч. тео­рии мож­но по­ло­жить лю­бую сис­те­му ак­си­ом; обя­за­тель­но лишь яв­ное ука­за­ние син­так­сич. пра­вил по­строе­ния той или иной ло­гич. сис­те­мы. Обоб­щён­ный, или «ра­ди­каль­ный», ва­ри­ант К. был пред­ло­жен К. Ай­ду­ке­ви­чем, ут­вер­ждав­шим, что кон­вен­цио­на­лен вы­бор все­го по­ня­тий­но­го ап­па­ра­та на­уч. тео­рии, при по­мо­щи ко­то­ро­го ин­тер­пре­ти­ру­ют­ся дан­ные опы­та и стро­ит­ся кар­ти­на ми­ра. К. Поп­пер счи­тал, что кон­вен­ция­ми оп­ре­де­ля­ет­ся мно­же­ст­во «ба­зис­ных пред­ло­же­ний» опы­та, ко­то­ры­ми мо­гут оп­ро­вер­гать­ся эм­пи­рич. ги­по­те­зы. Со­глас­но И. Ла­ка­то­су, по­ка уве­ли­чи­ва­ет­ся эм­пи­рич. со­дер­жа­ние тео­рии (на­уч. про­грам­мы), воз­мож­ные оп­ро­вер­же­ния не за­тра­ги­ва­ют её ба­зис­ных кон­вен­ций; ес­ли же этот рост за­мед­ля­ет­ся или при­ос­та­нав­ли­ва­ет­ся, ба­зис­ное яд­ро кон­вен­ций мо­жет быть от­верг­ну­то или за­ме­не­но.

Для боль­шин­ст­ва кон­цеп­ций К. ха­рак­тер­но при­зна­ние то­го, что кон­вен­ции в нау­ке за­клю­ча­ют­ся учё­ны­ми, об­ра­зую­щи­ми элит­ную груп­пу и фор­ми­рую­щи­ми мне­ния и прин­ци­пы дея­тель­но­сти на­уч. со­об­ществ. Бла­го­да­ря это­му при­ня­тые кон­вен­ции вы­сту­па­ют в ка­че­ст­ве кри­те­ри­ев на­уч. ра­цио­наль­но­сти. Из­ме­не­ние кон­вен­ций вле­чёт за со­бой пе­ре­ход к ино­му ти­пу на­уч. ра­цио­наль­но­сти. По­это­му важ­ней­шей те­мой фи­ло­со­фии нау­ки яв­ля­ет­ся вы­яс­не­ние объ­ек­тив­ных и субъ­ек­тив­ных при­чин та­ко­го из­ме­не­ния, т. е. сис­тем­ный ана­лиз кон­тек­ста раз­ви­тия нау­ки.

Вернуться к началу