КОНВЕНЦИОНАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНВЕНЦИОНАЛИ́ЗМ (от лат. conventio – соглашение), направление в философии науки, согласно которому в основе науч. теорий лежат явные или неявные соглашения (конвенции) учёных относительно понятий, определений, аксиом, гипотез и т. д., причём выбор соглашений регулируется соображениями удобства, целесообразности, простоты, эстетич. совершенства и др.
Основоположником К. считается А. Пуанкаре. Исходя из применения аксиоматич. метода в ряде математич. дисциплин, он пришёл к выводу о том, что аксиомы – продукты соглашений, не имеющие опытного происхождения, их выбор обусловлен лишь соображениями продуктивности математич. доказательства. Эта идея была затем распространена им на область естествознания.
Представители аналитической философии выступили с обоснованием К. в сфере логики. Р. Карнап сформулировал т. н. принцип терпимости, согласно которому в основу науч. теории можно положить любую систему аксиом; обязательно лишь явное указание синтаксич. правил построения той или иной логич. системы. Обобщённый, или «радикальный», вариант К. был предложен К. Айдукевичем, утверждавшим, что конвенционален выбор всего понятийного аппарата науч. теории, при помощи которого интерпретируются данные опыта и строится картина мира. К. Поппер считал, что конвенциями определяется множество «базисных предложений» опыта, которыми могут опровергаться эмпирич. гипотезы. Согласно И. Лакатосу, пока увеличивается эмпирич. содержание теории (науч. программы), возможные опровержения не затрагивают её базисных конвенций; если же этот рост замедляется или приостанавливается, базисное ядро конвенций может быть отвергнуто или заменено.
Для большинства концепций К. характерно признание того, что конвенции в науке заключаются учёными, образующими элитную группу и формирующими мнения и принципы деятельности науч. сообществ. Благодаря этому принятые конвенции выступают в качестве критериев науч. рациональности. Изменение конвенций влечёт за собой переход к иному типу науч. рациональности. Поэтому важнейшей темой философии науки является выяснение объективных и субъективных причин такого изменения, т. е. системный анализ контекста развития науки.