КОЙРЕ́
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЙРЕ́ (Koyré) Александр (наст. имя и фам. Александр Владимирович Койранский) (29.8.1892, Таганрог – 28.4.1964, Париж), франц. философ и историк науки. Учился в гимназиях Тифлиса и Ростова-на-Дону, затем в Гёттингенском и Парижском (Сорбонна) ун-тах у Э. Гуссерля и А. Бергсона (1908–14). Во время 1-й мировой войны воевал добровольцем сначала во французской, затем в рус. армии. В 1918 вернулся во Францию. С 1924 преподавал в Практич. школе высших исследований (Париж), руководитель (с 1930) исследований по теме «История религиозной мысли в Европе Нового времени»; диссертация о Я. Бёме (1929). Во время 2-й мировой войны по поручению Ш. де Голля отправился с политич. миссией в США, преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. После войны продолжил работу в Париже, возглавил франц. Центр исследований по истории науки и техники. Одновременно (с 1956) работал в Принстонском ин-те высших исследований. С 1956 непременный секретарь Междунар. академии истории науки. Автор работ по истории рус. философии 1-й пол. 19 в. (о П. Я. Чаадаеве, И. В. Киреевском, А. И. Герцене и др.).
После опубликования «Этюдов о Галилее» («Études galiléennes», 1939) К. стал признанным лидером интерналистского направления в историографии науки, объясняющего развитие науки исключительно интеллектуальными факторами (см. Интернализм и экстернализм). Основополагающими в теории К. явились принцип единства науч., филос. и религ. мысли и требование исследовать развитие науч. мысли в интеллектуальном и духовном контексте эпохи, представив изучаемые источники в их подлинном, аутентичном значении и не пытаясь прояснить «тёмную и смутную» мысль наших предков путём перевода её на совр. язык. Существенное значение, по К., имеет также прояснение в истории науч. мысли способа, каким она осознавала себя, противопоставляя себя тому, что ей предшествовало. К. одним из первых выдвинул идею некумулятивного развития науки и вопреки позитивистской историографии сумел показать, что великие науч. революции всегда определялись переворотами или изменениями филос. концепций. Так, математизацию в науке он объяснял победой платоновского рационализма над аристотелевским эмпиризмом. Наиболее важной К. считал науч. революцию 16–17 вв., которая привела к глубокому преобразованию физики и астрономии. Осн. линию становления новоевропейской науки К. видел в отказе от античного и ср.-век. понятия космоса и замене его понятием бесконечного и однородного пространства, а также в переходе от качественных и неточных понятий аристотелевской и ср.-век. физики к абстрактным идеализированным объектам математич. физики Г. Галилея и Р. Декарта.