Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЙО́НАС

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 291

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. Д. Тищенко

ЙО́НАС (Jonas) Ханс (10.5.1903, Мён­хен­г­лад­бах, Гер­ма­ния – 5.2.1993, Нью-Рошелл, США), нем.-амер. фи­ло­соф. В 1921–28 учил­ся в ун-тах Фрай­бур­га, Бер­ли­на, Гей­дель­бер­га и Мар­бур­га у М. Хай­дег­ге­ра и Р. Бульт­ма­на, в рус­ле идей ко­то­рых был соз­дан его фун­дам. труд о позд­не­ан­тич­ном гно­сти­циз­ме. В 1933 эмиг­ри­ро­вал в Ве­ли­ко­бри­та­нию, в 1935 – в Па­ле­сти­ну. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны сра­жал­ся в ар­мии Ве­ли­ко­бри­та­нии в ря­дах «Ев­рей­ско­го ба­таль­о­на». В 1949–54 пре­по­да­вал в ун-тах Ка­на­ды, в 1955–76 – в Но­вой шко­ле со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний в Нью-Йор­ке, за­тем – в Прин­стон­ском, Ко­лум­бий­ском и др. ун-тах.

В ра­бо­тах, по­свя­щён­ных фи­лос.-био­ло­гич. про­бле­мам, Й. в про­ти­во­вес вос­хо­дя­ще­му к Р. Де­кар­ту но­во­ев­ро­пей­ско­му дуа­лиз­му ду­ха и ма­те­рии раз­ра­ба­ты­вал те­лео­ло­гич. кон­цеп­цию «ор­га­ни­че­ско­го» как це­ло­ст­но­го бы­тия, уже в эле­мен­тар­ных фор­мах жи­вой при­ро­ды за­клю­чаю­ще­го в се­бе на­ча­ло сво­бо­ды. Это ста­ло ис­ход­ным пунк­том его он­толо­гич. обос­но­ва­ния эти­ки, в цен­тре ко­то­рой – взаи­мо­от­но­ше­ние че­ло­ве­ка и при­ро­ды. От­вер­гая тра­диц. этич. «ан­т­ро­по­цен­тризм», Й. счи­тал, что при­ро­да долж­на рас­смат­ри­вать­ся в её са­мо­цен­но­сти, а не толь­ко как пас­сив­ный объ­ект че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти. В ус­ло­ви­ях бур­но­го раз­ви­тия разл. тех­но­ло­гий че­ло­ве­че­ское дей­ст­вие долж­но оце­ни­вать­ся с учё­том его не­об­ра­ти­мых бли­жай­ших и от­да­лён­ных по­след­ст­вий как для са­мо­го дей­ст­вую­ще­го субъ­ек­та (тех­но­ло­гии пре­об­ра­зу­ют не толь­ко ве­щи, но и лю­дей), так и для «пред­ме­та» его воз­дей­ст­вия. В про­грамм­ном тру­де «Прин­цип от­вет­ст­вен­но­сти: опыт эти­ки для тех­но­ло­ги­че­ской ци­ви­ли­за­ции» («Das Prinzip Ver­ant­wor­tung: Versuch einer Ethik für die techno­logische Zivilisation», 1979, – от­вет на кни­гу Эрн­ста Бло­ха «Прин­цип на­де­ж­ды») Й. сфор­му­ли­ро­вал этич. им­пе­ра­тив от­вет­ст­вен­но­сти, ока­зав­ший боль­шое влия­ние на раз­ви­тие эко­ло­гич. эти­ки: «По­сту­пай так, что­бы по­след­ст­вия тво­их дей­ст­вий бы­ли со­вмес­ти­мы с не­пре­рыв­но­стью по­сле­дую­щей жиз­ни че­ло­ве­ка на зем­ле». Пред­ло­жен­ная Й. «эв­ри­с­ти­ка стра­ха» ис­хо­дит из то­го, что толь­ко пе­ре­жи­ва­ние об­щей опас­но­сти, пре­ж­де все­го уг­ро­зы эко­ло­гич. ка­та­ст­ро­фы, мо­жет объ­е­ди­нить лю­дей са­мых раз­ных воз­зре­ний и вы­сту­пить в ка­че­ст­ве не­га­тив­но­го этич. ос­но­ва­ния со­вме­ст­ной от­вет­ст­вен­ной дея­тель­но­сти в совр. эпо­ху.

Соч.: Augustin und das paulinische Frei­heits­problem. Gött., 1930; Gnosis und spa̋tantiker Geist. Gött., 1934–1954. Bd 1–2; The phe­no­menon of life: toward a philosophical biology. N. Y., 1966; Organismus und Freiheit: Ansätze zu einer philosophischen Biologie. Gött., 1973; The imperative of responsibility: in search of an ethics for technological age. Chi., 1984; Mo­rta­lity and morality: a search for the good after Auschwitz. Evanston, 1996.

Лит.: Wetz FJ. H. Jonas – Eine Einführung. Wiesbaden, 2005.

Вернуться к началу