Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЙО́ГА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 285

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Пахомов

ЙО́ГА (санскр. yoga, от кор­ня yuj – со­еди­нять, обуз­ды­вать, сдер­жи­вать), уни­каль­ное яв­ле­ние инд. ре­лиг. куль­ту­ры. Име­ет мно­же­ст­во зна­че­ний, од­на­ко ча­ще все­го по­ни­ма­ет­ся как ком­плекс пси­хо­фи­зич. ме­то­дов, на­прав­лен­ных на пре­об­ра­же­ние соз­на­ния прак­ти­кую­ще­го и об­ре­те­ние им выс­ше­го зна­ния. Ис­то­ки Й. ар­ха­ич­ны и, по всей ве­ро­ят­но­сти, свя­за­ны с куль­ту­рой не­арий­ских пле­мён; ряд учё­ных (напр., М. Элиа­де) об­на­ру­жи­ва­ют эле­мен­ты Й. уже в пе­ри­од про­то­ин­дий­ской ци­ви­ли­за­ции. В т. н. эпо­ху ду­хов­но­го бро­же­ния (бли­же к сер. 1-го тыс. до н. э.) прак­ти­ки Й. ста­но­вят­ся до­воль­но по­пу­ляр­ны­ми, и в кон­тек­сте тра­ди­ции Вед они свя­зы­ва­ют­ся с пу­тём, ве­ду­щим к ду­хов­но­му ос­во­бо­ж­де­нию (мок­ша). Боль­шое влия­ние на раз­ви­тие этих прак­тик ока­зал буд­дизм. В со­став вось­ме­рич­но­го «бла­го­род­но­го пу­ти» ран­не­го буд­диз­ма вхо­дят та­кие йо­ги­че­ские сту­пе­ни, как «пра­виль­ное па­мя­то­ва­ние» и «пра­виль­ное со­сре­до­то­че­ние». Й. ста­но­вит­ся объ­ек­том рас­смот­ре­ния и опи­са­ния в Упа­ни­ша­дах («Майт­ри-упа­ни­ша­да» и др.). Не­сколь­ко позд­нее (с на­ча­ла н. э.) по­яв­ля­ют­ся т. н. йо­ги­че­ские упа­ни­ша­ды («Тед­жо­бин­ду-упа­ни­ша­да» и др.), по­свя­щён­ные ис­клю­чи­тель­но вопро­сам, свя­зан­ным с тех­ни­ка­ми Й. В «Ма­хаб­ха­ра­те» Й. – дея­тель­ность, од­но­вре­мен­но ос­во­бо­ж­даю­щая ду­шу и раз­ви­ваю­щая в ней разл. сверх­спо­соб­но­сти; ча­ще все­го она то­ж­де­ст­вен­на ас­ке­тич. са­мо­ог­ра­ни­че­нию, сдер­жи­ва­нию чувств.

К на­ча­лу н. э. в Ин­дии функ­цио­ни­рова­ли мно­го­числ. йо­ги­че­ские на­прав­ле­ния. Сис­те­ма­ти­за­ция ря­да прак­тик и идей Й. при­пи­сы­ва­ет­ся ле­ген­дар­но­му муд­ре­цу Па­танд­жа­ли, ко­то­рый, как счи­та­ет­ся, со­ста­вил трак­тат «Йо­га-сут­ры» (2–4 вв.). Уси­лия­ми Па­танд­жа­ли и осо­бен­но его ком­мен­та­то­ров (Вья­са и др.) Й. пре­вра­ти­лась в фи­лос. шко­лу, став од­ной из шес­ти тра­диц. сис­тем ин­дуи­ст­ской фи­ло­со­фии. У зап. ин­до­ло­гов эта шко­ла по­лу­чи­ла назв. «клас­си­че­ской» Й. и до­воль­но дол­го ото­жде­ст­в­ля­лась с ин­дий­ской Й. как та­ко­вой. Па­танд­жа­ли при­зна­ёт (с не­боль­ши­ми ого­вор­ка­ми) ме­та­фи­зич. по­ло­же­ния шко­лы санкхьи, рав­но как и её тео­рию по­зна­ния. Од­на­ко осн. ак­цент «клас­си­че­ская» Й. ста­вит на про­бле­ма­ти­ке ос­во­бо­ж­де­ния со­зна­ния. Со­глас­но Па­танд­жа­ли, Й. – это «пре­кра­ще­ние ко­ле­ба­ний соз­на­ния» и, т. о., иде­аль­ная цель ду­хов­но­го пу­ти. С др. сто­ро­ны, Й. по­ни­ма­ет­ся им же как со­во­куп­ность средств, ве­ду­щих к це­ли, и в этом смыс­ле го­во­рит­ся о «вось­ми­член­ной Й.». Пер­вые пять чле­нов, или сту­пе­ней, на­зы­ва­ют­ся «внеш­ней Й.», под­го­тав­ли­ваю­щей адеп­та к осн. прак­ти­кам: 1) яма, или «ог­ра­ни­че­ния» (не­при­чи­не­ние вре­да, прав­ди­вость, от­каз от при­свое­ния чу­жо­го, воз­дер­жан­ность и не­стя­жа­тель­ст­во); 2) ния­ма «пред­пи­са­ния» (чис­то­та, удов­ле­тво­ре­ние, ас­ке­за, ре­ци­та­ция свя­щен­ных тек­стов и по­чи­та­ние Иш­ва­ры); 3) аса­на (удоб­ная по­за для ме­ди­та­ции); 4) пра­ная­ма (ды­ха­тель­ные прак­ти­ки); 5) прать­я­ха­ра (кон­троль над чув­ст­ва­ми). Три ос­таль­ные сту­пе­ни – «внут­рен­няя Й.», пред­став­ляю­щая со­бой, в сущ­но­сти, раз­ные эта­пы ме­ди­та­ции, та­кие как: дха­ра­на (дли­тель­ное удер­жи­ва­ние со­сре­до­то­чен­но­го вни­ма­ния), дхья­на (ус­той­чи­вое со­зер­ца­ние) и са­мад­хи (глу­бо­чай­шая со­сре­до­то­чен­ность). В свою оче­редь, в са­мад­хи вы­де­ля­ет­ся че­ты­ре «под-сту­пе­ни», за­вер­шаю­щие­ся пол­ным еди­не­ни­ем субъ­ек­та и объ­ек­та ме­ди­та­ции. По­сле­до­ва­тель­ное и ре­гу­ляр­ное при­ме­не­ние сту­пе­ней Й. при­во­дит при­вер­жен­ца этой дис­ци­п­ли­ны к окон­чат. ос­во­бо­ж­де­нию; у не­го мо­гут по­яв­лять­ся сверхъ­ес­теств. спо­соб­но­сти (сидд­хи), вос­при­ни­маю­щие­ся как знак ду­хов­но­го со­вер­шен­ст­ва.

Й. Па­танд­жа­ли при­зна­ёт бы­тие выс­ше­го Бо­га – Иш­ва­ры. Иш­ва­ра – веч­ный и са­мо­соз­наю­щий дух (пу­ру­ша), со­вер­шен­но не­при­ча­ст­ный зем­но­му ми­ру. В от­ли­чие от др. ду­хов­ных сущ­но­стей, он не под­вер­жен ом­ра­чаю­ще­му воз­дей­ст­вию пер­во­ма­те­рии (прак­ри­ти), на­де­лён ог­ром­ным мо­гу­ще­ст­вом, ко­то­рое не свя­зы­ва­ет­ся ни с про­бле­ма­ти­кой кос­мич. тво­ре­ния, ни с иде­ей все­об­ще­го спа­се­ния. Он по­мо­га­ет толь­ко по­сле­до­ва­те­лям Й., из­би­раю­щим его как объ­ект ме­ди­та­ции («бог йо­ги­нов»). К кон. 1-го тыс. н. э. Иш­ва­ра ста­но­вит­ся аб­со­лют­ным бо­же­ст­вом, вер­ши­те­лем ми­ро­вых су­деб. Цель «клас­си­че­ской» Й. – пол­ное раз­ме­же­ва­ние с ми­ром ма­те­ри­аль­но­го и «воз­вра­ще­ние» ин­ди­ви­ду­аль­но­го ду­ха к са­мо­му се­бе, к сво­ей из­на­чаль­ной сво­бо­де, ко­то­рая трак­ту­ет­ся как пол­ная обо­соб­лен­ность от все­го (кай­ва­лья).

С раз­ви­ти­ем ве­дан­ты «клас­си­че­ская» Й. ут­ра­чи­ва­ет свои по­зи­ции как фи­лос. на­прав­ле­ние. Сис­те­ма Па­танд­жа­ли, бу­ду­чи од­ной из са­мых ав­то­ри­тет­ных в Ин­дии, не яв­ля­ет­ся, од­на­ко, един­ст­вен­ной. Па­рал­лель­но с ней раз­ви­ва­лось мно­же­ст­во др. школ «не­клас­си­че­ской» Й., не свя­зан­ных с тра­ди­ци­ей фи­лос. зна­ния. Эти шко­лы по-раз­но­му клас­си­фи­ци­ро­ва­лись. Со­глас­но од­ной из та­ких клас­си­фи­ка­ций, Й. раз­де­ля­ет­ся на че­ты­ре на­прав­ле­ния: хат­ха, рад­жа, кун­да­ли­ни и ман­тра. Хат­ха-йо­га (букв. – йо­га с уси­ли­ем) на­це­ле­на на дос­ти­же­ние адеп­том бес­смер­тия в сво­ём фи­зич. те­ле, раз­ра­ба­ты­вая ши­ро­кий спектр уп­раж­не­ний, на­прав­лен­ных, с од­ной сто­ро­ны, на ук­ре­п­ле­ние фи­зич. здо­ро­вья, а с дру­гой – на транс­фор­ма­цию обыч­но­го «не­зре­ло­го» те­ла в «бо­же­ст­вен­ное». Рад­жа-йо­га («цар­ская йо­га») ста­вит сво­ей це­лью со­еди­не­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го ду­ха с выс­шим аб­со­лют­ным ду­хом. Осн. прак­ти­ки рад­жа-йо­ги ба­зи­ру­ют­ся на со­зер­ца­нии внут­рен­не­го «я». В ря­де слу­ча­ев рад­жа-йо­га вос­при­ни­ма­ет­ся как пол­но­стью тож­дест­вен­ная со­зер­цат. прак­ти­кам Й. Па­танд­жа­ли. Кун­да­ли­ни-йо­га (или лая-йо­га, «йо­га рас­тво­ре­ния») раз­ра­ба­ты­ва­ет ком­плекс пси­хо­тех­ник, на­прав­лен­ных на «про­бу­ж­де­ние» в ор­га­низ­ме осо­бой энер­ге­тич. ин­ди­ви­ду­аль­ной си­лы (кун­да­ли­ни) и её «подъ­ём» с по­сле­дую­щим вы­хо­дом из те­ла и рас­тво­ре­ни­ем в транс­цен­дент­ном ми­ре. В дан­ной раз­но­вид­но­сти Й. лич­ность прак­ти­кую­ще­го пол­но­стью по­гло­ща­ет­ся без­лич­ным бо­жест­вен­ным пер­во­прин­ци­пом. На­ко­нец, ман­тра-йо­га ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние на про­из­не­се­нии (вслух или про се­бя) спец. вер­баль­ных фор­мул (мантр) с це­лью пре­об­ра­же­ния соз­на­ния и воз­дей­ст­вия на фи­зич. те­ло.

Эти (и мн. дру­гие) на­прав­ле­ния «не­клас­си­че­ской» Й. ни­ко­гда не су­ще­ст­во­ва­ли в изо­ли­ро­ван­ном ви­де, но фор­ми­ро­ва­ли син­кре­тич. те­че­ния, ко­то­рые функ­цио­ни­ро­ва­ли в рам­ках тех или иных инд. ре­ли­гий и ре­лиг. школ. Йо­ги­че­ские прак­ти­ки ста­ли важ­ней­шим сред­ст­вом ду­хов­но­го пу­ти (сад­ха­на) поч­ти во всех инд. ре­лиг. тра­ди­ци­ях. В ин­ду­из­ме Й. наи­бо­лее ши­ро­ко пред­став­ле­на в ши­ва­из­ме. Бог Ши­ва счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем йо­ги­нов, а час­то и сам изо­бра­жа­ет­ся в об­ли­ке йо­ги­на. В виш­ну­из­ме Й. фи­гу­ри­ру­ет пре­ж­де все­го в фор­ме бхак­ти, в ко­то­рой со­че­та­ет­ся внеш­нее ри­ту­аль­ное бо­го­слу­же­ние с внутр. со­сре­до­то­че­ни­ем на об­ли­ке выс­ше­го бо­же­ст­ва (ча­ще все­го – Криш­ны). Для бхак­ти-йо­ги ха­рак­тер­но эмо­цио­наль­ное, по­рой эк­заль­ти­ро­ван­ное вос­прия­тие объ­ек­та куль­та. Очень ши­ро­ко Й. ис­поль­зу­ет­ся в шак­тиз­ме, куль­тах Га­не­ши, Скан­ды и др. Де­таль­ную раз­ра­бот­ку по­лу­чи­ла Й. в джай­низ­ме. Со­зер­цат. прак­ти­ки раз­ви­ва­ют­ся так­же в сик­хиз­ме, как в ор­то­док­саль­ном (халь­са), так и в не­ор­то­док­саль­ном его те­че­ни­ях. Ог­ром­ное зна­че­ние Й. при­об­ре­ла в тан­триз­ме, где она ста­ла ком­би­ни­ро­вать­ся с эро­ти­кой, ма­ги­ей, ал­хи­ми­ей, вы­сту­пать свя­зую­щим зве­ном слож­ных сим­во­лич. ря­дов, слу­жить экс­пе­рим. под­твер­жде­ни­ем т. н. мис­тич. фи­зио­ло­гии (напр., в сис­те­ме чакр). В соз­на­нии инд. на­ро­да фи­гу­ры йо­ги­нов все­гда бы­ли ок­ру­же­ны осо­бым оре­о­лом. С ни­ми свя­за­ны мно­го­числ. ле­ген­ды и ми­фы (напр., о Го­ракх­нат­хе), их по­чи­та­ют как свя­тых, мо­гу­ще­ст­вен­ных ча­ро­де­ев, а так­же как во­пло­щён­ных бо­жеств. В хо­де ста­нов­ле­ния нео­ин­ду­из­ма уси­ли­ва­ют­ся по­пыт­ки ре­лиг. ре­фор­ма­то­ров пред­ста­вить Й. как уни­вер­саль­ный фак­тор, ак­ту­аль­ный для про­яв­ле­ний всех ви­дов ре­ли­ги­оз­но­сти. Й. вос­при­ни­ма­ет­ся как «на­уч. экс­пе­ри­мент» (С. Ви­ве­ка­нан­да); отд. си­с­те­мы Й. трак­ту­ют­ся как не­что це­ло­стное («ин­те­граль­ная Й.» Ау­ро­бин­до Гхо­ша).

Й. в сво­ём ис­то­рич. раз­ви­тии выш­ла за пре­де­лы Юж.-Ази­ат. ре­гио­на и с нач. 20 в. ак­тив­но рас­про­ст­ра­ня­ет­ся на За­па­де, позд­нее – в Рос­сии. В раз­ных стра­нах су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во цен­тров, кур­сов, ин­сти­ту­тов Й. (напр., Ин-т Б. К. С. Ай­ен­га­ра в Пу­не), про­хо­дят кон­фе­рен­ции и се­ми­на­ры, по­свя­щён­ные это­му яв­ле­нию. В рам­ках ком­па­ра­тив­ных ис­сле­до­ва­ний по­пу­ляр­на тен­ден­ция на­хо­дить па­рал­ле­ли ме­ж­ду тех­ни­ка­ми Й. и ду­хов­ны­ми прак­ти­ка­ми др. ре­ли­гий (дао­сиз­ма, хри­сти­ан­ст­ва, ис­ла­ма и др.). Не­обыч­ные спо­соб­но­сти опыт­ных по­сле­до­ва­те­лей Й. ста­ли так­же объ­ек­том изу­че­ния в разл. нау­ках (пси­хо­ло­гия, фи­зио­ло­гия, ме­ди­ци­на). Разл. ва­ри­ан­ты Й. как путь к ду­хов­но­му ос­во­бо­ж­де­нию про­па­ган­ди­ру­ют­ся апо­ло­ге­та­ми т. н. но­вых ре­лиг. дви­же­ний, воз­ник­ших на ин­дуи­ст­ской или буд­дий­ской ос­но­ве («Мис­сия Бо­же­ст­вен­но­го Све­та», Об-во соз­на­ния Криш­ны, «Брах­ма Ку­ма­ри» и др.).

Лит.: Eliade M. Yoga: essai sur les origines de la mystique indienne. P., 1936; Hauer J. W. Der Yoga. Ein indischer Weg zur Selbst. 2. Aufl. Stuttg., 1958; Coster G. Yoga and western psy­chology: a comparison. Delhi, 1968; Das­gup­ta S. Yoga philosophy in relation to other systems of Indian thought. Calcutta, 1974; Feu­erstein G. The essence of yoga. L., 1974; idem. The philosophy of classical yoga. Man­chester, 1980; Oberhammer G. Strukturen yo­gi­scher Meditation. Untersuchungen zur Spi­ritualität des Yoga. W., 1977; Клас­си­че­ская йо­га: («Йо­га-сут­ры» Па­танд­жа­ли и «Вья­са-бха­шья») / Пер., вве­де­ние, ком­мент. и ре­кон­ст­рук­ция сис­те­мы Е. П. Ост­ров­ской, В. И. Ру­до­го. М., 1992; Элиа­де М. Йо­га: бес­смер­тие и сво­бо­да. 2-е изд. СПб., 2004.

Вернуться к началу