Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНТЕЛЛИГИ́БЕЛЬНОЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 433

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ИНТЕЛЛИГИ́БЕЛЬНОЕ (лат. intel­ligi­bi­lis, intellegibilis – умо­по­сти­гае­мый, по­зна­вае­мый, мыс­ли­мый; греч. νοούμενον), фи­лос. тер­мин, обо­зна­чаю­щий объ­ект, по­сти­гае­мый толь­ко умом и не дос­туп­ный чув­ст­вен­но­му по­зна­нию. Обыч­но про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся тер­ми­ну «сен­си­биль­ный» (обо­зна­чаю­ще­му чув­ст­вен­но по­сти­гае­мый объ­ект). В пла­то­низ­ме И. по­ни­ма­ет­ся как мир идей, бес­те­лес­ных сущ­но­стей, ус­мат­ри­вае­мых умом. Ср.-век. схо­ла­сти­ка раз­ли­ча­ет эс­сен­ци­аль­ное И., по­зна­вае­мое не­по­сред­ст­вен­но умом, и ак­ци­ден­таль­ное И., по­зна­вае­мое умом че­рез разл. про­яв­ле­ния и ка­че­ст­ва (напр., ум по­знаёт ду­шу бла­го­да­ря по­сти­же­нию её ак­тов). И. Кант рас­смат­ри­вал И. как то, что да­но рас­суд­ку или ра­зу­му, но не да­но чув­ст­ву. При­мер И. (или но­уме­на) в фи­лосо­фии Кан­та – «вещь в се­бе»: она может мыс­лить­ся, но не мо­жет по­зна­вать­ся (т. к., по Кан­ту, по­зна­нию дос­туп­ны толь­ко яв­ле­ния). В сфе­ре прак­тич. ра­зу­ма И. слу­жит ос­но­ва­ни­ем для мо­раль­но­го дей­ст­вия, гл. ус­ло­вие ко­то­ро­го – сво­бо­да – да­на толь­ко как умо­по­сти­гае­мое.

Вернуться к началу