Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНГА́РДЕН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 183

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Ромашко

ИНГА́РДЕН (Ingarden) Ро­ман Ви­тольд (5.2.1893, Кра­ков – 14.6.1970, там же), польск. фи­ло­соф, акад. Поль­ской АН (1957). Учил­ся в ун-тах Льво­ва (1911–1912), Гёт­тин­ге­на (1912–15), а так­же Фрай­бур­га (1916–17), где был уче­ни­ком Э. Гус­сер­ля; мно­го­лет­няя пе­ре­пис­ка с ним про­дол­жа­лась до смер­ти Гус­сер­ля. По воз­вра­ще­нии в Поль­шу (1918) пре­по­да­вал в Львов­ском ун-те (до­цент в 1925–33, проф. в 1933–41), в пе­ри­од ок­ку­па­ции 1941–44 под­поль­но. В 1945–1949 и 1957–63 проф. Ягел­лон­ско­го ун-та (Кра­ков).

И. не при­нял по­во­ро­та Э. Гус­сер­ля к транс­цен­ден­таль­но­му идеа­лиз­му и раз­ра­бо­тал ори­ги­наль­ную кон­цеп­цию реа­ли­стич. фе­но­ме­но­ло­гии, в рам­ках ко­то­рой на­де­ял­ся раз­ре­шить про­ти­во­стоя­ние реа­лиз­ма и идеа­лиз­ма («Спор о су­ще­ст­во­ва­нии ми­ра» – «Spór o istnienie świa­ta», т. 1–3, 1947–81). В мно­го­числ. эс­те­тич. ра­бо­тах И., по­свя­щён­ных про­бле­мам ли­те­ра­ту­ры, му­зы­ки, ар­хи­тек­ту­ры, ки­но, ак­цен­ти­ро­ва­лись мно­го­слой­ность и мно­го­ас­пект­ность про­из­ве­де­ния иск-ва, ак­тив­ность вос­при­ни­маю­щей сто­ро­ны в про­цес­се эс­те­тич. ком­му­ни­ка­ции (ре­ци­пи­ент не про­сто «при­ни­ма­ет» про­из­ве­де­ние иск-ва, но оп­ре­де­лён­ным об­ра­зом «вос­соз­да­ёт» его). Эти идеи ока­за­ли влия­ние на анг­ло-амер. но­вую кри­ти­ку (Р. Уэл­лек) и бо­лее все­го на ре­цеп­тив­ную эс­те­ти­ку и ре­цеп­тив­ную кри­ти­ку в Гер­ма­нии (Х. Р. Яусс и В. Изер), а так­же на ана­ли­тич. фи­ло­со­фию иск-ва и на ху­дож. прак­ти­ку по­сле­во­ен­но­го аван­гар­да (кон­цеп­туа­лизм).

Соч.: Intuition und Intellekt bei H. Bergson // Jahrbuch für Philosophie und phänomeno­lo­gische Forschung / Hrsg. von E. Husserl. Halle, 1922. Bd 5; O poznawaniu dzieła literackie­go. Lwów, 1937; Studia z estetyki. Warsz., 1957–1958. T. 1–2; Ис­сле­до­ва­ния по эс­те­ти­ке. М., 1962; Untersuchungen zur Ontologie der Kunst: Musikwerk. Bild. Architektur. Film. Tüb., 1962; Erlebnis, Kunstwerk und Wert. Vorträge zur Ästhetik 1937–1967. Tüb., 1969; Über die Verantwortung. Ihre ontischen Fun­damente. Stuttg., 1970; Das literarische Kunst­werk. 4. Aufl. Tüb., 1972; Вве­де­ние в фе­но­мено­ло­гию Э. Гус­сер­ля. М., 1999.

Лит.: Husserl E. Briefe an R. Ingarden. Den Haag, 1968; Ingardeniana I–III. Dordrecht; Bos­ton, 1976–1991; Wellek R. Four critics: Croce, Valery, Lukács and Ingarden. Seattle; L., 1981; Mitscherling J. R. Ingarden’s ontology and aes­thetics. Ottawa, 1997; Dictionary of R. Ingar­den’s philosophical concepts. Kraków, 2001.

Вернуться к началу