Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИММАНЕ́НТНОЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 132

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ИММАНЕ́НТНОЕ (от лат. immanens, род. п. immanentis – пре­бы­ваю­щий в чём-ли­бо, свой­ст­вен­ный че­му-ли­бо), фи­лос. по­ня­тие, оз­на­чаю­щее внут­рен­не при­су­щее к.-л. пред­ме­ту, яв­ле­нию, про­цес­су то или иное свой­ст­во (за­ко­но­мер­ность). И. про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся транс­цен­дент­но­му как вы­хо­дя­ще­му за пре­де­лы пред­ме­та. И. как тео­ре­ти­ко-по­зна­ват. про­бле­ма иг­ра­ет важ­ную роль со вре­ме­ни И. Кан­та, по­ста­вив­ше­го во­прос о т. н. им­ма­нент­ном упот­реб­ле­нии ра­зу­ма, т. е. о его гра­ни­цах: с точ­ки зре­ния Кан­та, сфе­ра за­кон­но­го при­ме­не­ния ра­зу­ма ог­ра­ни­че­на дан­ным в опы­те ми­ром яв­ле­ний (в про­ти­во­по­лож­ность не­за­кон­но­му – транс­цен­дент­но­му упот­реб­ле­нию ра­зу­ма, вы­хо­дя­ще­му за гра­ни­цы воз­мож­но­го опы­та). Пред­ста­ви­те­ли им­ма­нент­ной фи­ло­со­фии (В. Шуп­пе, И. Рем­ке) име­ну­ют так свою кон­цеп­цию по­то­му, что объ­ект по­зна­ния вы­сту­па­ет у них как внутр. со­дер­жа­ние соз­на­ния. Им­ма­нент­ной на­зы­ва­ют так­же фи­лос. кри­ти­ку, ко­то­рая рас­смат­ри­ва­ет то или иное уче­ние с точ­ки зре­ния по­сле­до­ва­тель­но­го про­ве­де­ния его собств. пред­по­сы­лок.

Вернуться к началу