Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИММАНЕ́НТНАЯ ФИЛОСО́ФИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 131

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ИММАНЕ́НТНАЯ ФИЛОСО́ФИЯ, на­прав­ле­ние в фи­ло­со­фии кон. 19 – нач. 20 вв., ото­жде­ст­в­ляв­шее бы­тие, по­зна­вае­мую ре­аль­ность, с со­дер­жа­ни­ем соз­на­ния и от­ри­цав­шее су­ще­ст­во­ва­ние не­за­ви­си­мой от соз­на­ния дей­ст­ви­тель­но­сти. К это­му на­прав­ле­нию при­над­ле­жа­ли нем. фи­ло­со­фы В. Шуп­пе (вы­ска­зал осн. идеи И. ф.), Р. Шу­берт-Золь­дерн, М. Ка­уф­ман, И. Рем­ке и др. В ду­хе уче­ния И. Кан­та пред­ста­ви­те­ли И. ф. счи­та­ли, что пред­мет­ный мир не дан объ­ек­тив­но, но кон­ст­руи­ру­ет­ся соз­на­ни­ем, од­на­ко в от­ли­чие от Кан­та (и сбли­жа­ясь с осн. тен­ден­ци­ей нео­кан­ти­ан­ст­ва) от­ри­ца­ли су­ще­ст­во­ва­ние «ве­щи в се­бе». По­сколь­ку с точ­ки зре­ния И. ф. всё по­зна­вае­мое на­хо­дит­ся в сфе­ре соз­на­ния, т. е. им­ма­нент­но ему, со­дер­жа­ние соз­на­ния пре­вра­ща­ет­ся в единст­вен­ную ре­аль­ность; мир внут­рен­ний и мир внеш­ний, субъ­ект и объ­ект – это лишь две сфе­ры, ко­то­ры­ми «об­ла­да­ет» ду­ша, две об­лас­ти «я», соз­на­ния. И. ф. про­дол­жа­ла уче­ние Р. Аве­на­риу­са о прин­ци­пи­аль­ной ко­ор­ди­на­ции (не­раз­рыв­ном един­ст­ве субъ­ек­та и объ­ек­та) и ин­тро­ек­ции. Часть сто­рон­ни­ков И. ф. (в т. ч. Шуп­пе) по­сту­ли­ро­ва­ла ро­до­вое, или все­об­щее, со­зна­ние, слу­жа­щее кри­те­ри­ем объ­ек­тив­но­сти и ис­тин­но­сти.

Вернуться к началу