Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИКБА́Л

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 79

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Москаленко

ИКБА́Л Му­хам­мад (9.11.1877, Си­ал­кот, пров. Пенд­жаб – 21.4.1938, Ла­хор), по­эт, фи­ло­соф, об­ществ. и ре­лиг. дея­тель Брит. Ин­дии. По про­фес­сии ад­во­кат. Вы­хо­дец из ро­да каш­мир­ских брах­ма­нов, при­няв­ших ис­лам. Окон­чил в 1899 Пра­ви­тель­ст­вен­ный кол­ледж в Ла­хо­ре. В 1905–08 изу­чал фи­ло­со­фию и пра­во в Кем­брид­же (в Три­ни­ти-кол­лед­же, где его главными на­став­ни­ка­ми бы­ли Дж. Э. Мак-Таг­гарт и Дж. Уорд), за­тем – в Гей­дель­берг­ском и Мюн­хен­ском ун-тах. В Мюн­хе­не за­щи­тил дис. «Раз­ви­тие ме­та­фи­зи­ки в Пер­сии» («The deve­lopment of meta­physics in Persia», 1908). По воз­вра­ще­нии в Ин­дию И. по­свя­тил се­бя пре­ж­де все­го лит. дея­тель­но­сти. За за­слу­ги в этой об­ла­сти по­жа­ло­ван брит. ко­ро­лём и имп. Ин­дии Ге­ор­гом V в 1922 ти­ту­лом сэ­ра.

Ес­ли в ран­ний пе­ри­од он пи­сал сти­хи на род­ном ур­ду (вклю­че­ны в 1-ю часть сб. «Звон ка­ра­ван­но­го ко­ло­коль­чи­ка» – «Банг-и дарā», 1924, рус. пер. 1964), то в ев­роп. пе­ри­од он пе­ре­хо­дит на фар­си, язык его лит. вдох­но­ви­те­лей, пре­ж­де все­го Ру­ми. Он пуб­ли­ку­ет на перс. язы­ке фи­лос. по­эмы «Та­ин­ст­ва лич­но­сти» («Асрāр-и ху­ди», 1915) и «Ино­ска­за­ния са­мо­от­ре­че­ния» («Ра­муз-и бек­ху­ди», 1918), сб. ли­рич. по­эзии «По­сла­ние Вос­то­ка» («Пай­ам-и маш­рик», 1923), соз­дан­ный под влия­ни­ем «За­пад­но-вос­точ­но­го ди­ва­на» И. В. Гё­те, и сб. «Пер­сид­ские псал­мы» («За­бур-е Ад­жам», 1927), со­дер­жа­щий га­зе­ли, мас­на­ви, по­эмы «Джа­вид-на­ме» (1932), «Стран­ник» («Му­са­фир», 1934). В про­из­ве­де­ни­ях И. раз­ви­ва­ют­ся тра­диц. те­мы су­фий­ской по­эзии и мис­ти­ки («пу­те­ше­ст­вие» как об­раз ду­хов­но­го вос­хож­де­ния че­ло­ве­ка, кон­цеп­ция «со­вер­шен­но­го че­ло­ве­ка» и др.). Че­ло­век в по­эзии И. пред­ста­ёт кос­мич. стран­ни­ком, пы­таю­щим­ся раз­ру­шить «стек­лян­ный кол­пак не­бо­сво­да», что­бы при­бли­зить­ся к Бо­гу. Пуб­ли­ци­стич. ост­ро­той от­ли­ча­ют­ся опуб­ли­ко­ван­ные на ур­ду сб-ки сти­хов «Кры­ло Гав­рии­ла» («Бал-и Джаб­ра­ил», 1935), «Удар по­со­ха Ка­ли­ма» («Зарб-и Ка­лим», 1936), а так­же «Да­ры Хид­жа­за» («Ар­магāн-и Хид­жаз», 1938, на перс. язы­ке).

С сер. 1920-х гг. И. ак­тив­но уча­ст­во­вал в по­ли­тич. жиз­ни стра­ны. В 1926 из­бран в За­ко­но­дат. со­б­ра­ние Пенд­жа­ба. В на­ча­ле сво­ей об­ществ. дея­тель­но­сти был сто­рон­ни­ком еди­ной Ин­дии и ра­вен­ст­ва всех пред­став­лен­ных на её тер­ри­то­рии кон­фес­сий. В 1928 в лек­ци­ях, про­чи­тан­ных в инд. ун-тах Мад­ра­са, Хай­да­ра­ба­да и Али­гар­ха, вы­сту­пил с иде­ей об­нов­ле­ния ис­ла­ма («Ре­кон­ст­рук­ция ре­ли­ги­оз­ной мыс­ли в ис­ла­ме» – «The reconstruction of religious thought in Islam», ла­хор­ское изд. – 1930, до­пол­нен­ное англ. изд. – 1934; рус. пер. М. Т. Сте­па­нянц, 2002), а в дек. 1930 на сес­сии Все­ин­дий­ской му­сульм. ли­ги в г. Ал­ла­ха­бад вы­дви­нул ло­зунг соз­да­ния са­мо­стоят. му­сульм. про­вин­ции в со­ста­ве Инд. фе­де­ра­ции (это да­ло ос­но­ва­ние впо­след­ст­вии объ­я­вить И. «ду­хов­ным от­цом Па­ки­ста­на»). В 1931–32 при­ни­мал уча­стие в анг­ло-инд. «круг­ло­го сто­ла» кон­фе­рен­ци­ях в Лон­до­не.

Ус­мат­ри­вая при­чи­ны ар­ха­ич­но­сти и да­же от­ста­ло­сти ор­га­ни­за­ции инд. об­ще­ст­ва, а так­же внеш­ней за­ви­си­мо­сти Ин­дии в прак­ти­ко­вав­шем­ся ве­ка­ми взгля­де на мир как на ил­лю­зию (кон­цеп­ция майи в ве­дан­те и т. п.), И. про­ти­во­по­став­лял это­му ве­ро­уче­ние ис­ла­ма, не тре­бую­щее от­ре­че­ния от ми­ра, но, на­про­тив, пре­ду­смат­ри­ваю­щее дея­тель­ное уча­стие че­ло­ве­ка в его судь­бах как «сво­бод­но­го от­вет­ст­вен­но­го су­ще­ст­ва». Осн. це­лью Ко­ра­на И. по­ла­гал про­бу­ж­де­ние в че­ло­ве­ке осоз­на­ния сво­ей ак­тив­ной ро­ли в ка­че­ст­ве со­твор­ца в бы­тий­ном раз­вёр­ты­ва­нии ми­ро­зда­ния: «Мир – это не толь­ко то, что мож­но ощу­тить и по­знать… но и то, что мож­но со­тво­рить и пе­ре­де­лать». Фор­му­ли­руе­мый И. кон­цепт нац. общ­но­сти ос­но­вы­ва­ет­ся не на гео­гра­фиче­ской, эт­ни­че­ской, язы­ко­вой или со­циаль­ной од­но­род­но­сти, но на общ­но­сти ве­ры (му­сульм. со­об­ще­ст­во как еди­ная на­ция, свя­зан­ная един­ст­вом ре­лиг.-пра­во­вой сис­те­мы – ша­риа­та). С этой точ­ки зре­ния И. рас­смат­ри­вал на­ча­тое Джа­маль-ад-Ди­ном аль-Аф­га­ни пан­ис­лам­ское дви­же­ние как путь к уп­ро­че­нию куль­тур­ных, эко­но­мич. и по­ли­тич. свя­зей ме­ж­ду му­сульм. стра­на­ми, их со­ли­дар­но­сти пе­ред ли­цом об­щих про­блем.

В Па­ки­ста­не, Ин­дии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ка­на­де и др. стра­нах для изу­че­ния творч. на­сле­дия И. соз­да­ны на­уч. об­ще­ст­ва Ик­ба­ла, в Па­ки­ста­не дей­ст­ву­ет Ака­де­мия Ик­ба­ла (Ла­хор). Имя И. но­сит От­кры­тый ун-т в Ис­ла­ма­ба­де, ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт в Ла­хо­ре. Прах И. по­ко­ит­ся в мав­зо­лее в Ла­хо­ре. 9 но­яб­ря отме­ча­ет­ся в Па­ки­ста­не как День Ик­ба­ла.

Соч.: Из­бран­ное. М., 1981.

Лит.: Ани­ке­ев Н. П. Вы­даю­щий­ся мыс­ли­тель и по­эт М. Ик­бал. М., 1959; Vahid SA. Iqbal. His art and thought. S. l., 1959; При­га­ри­на Н. И. По­эзия М. Ик­ба­ла (1900–1924 гг.). М., 1972; она же. По­эти­ка твор­че­ст­ва М. Ик­ба­ла. М., 1978; Твор­че­ст­во М. Ик­ба­ла. Сб. ста­тей. М., 1982; Singh I. The ardent pilgrim: an introduction to the life and work of M. Iqbal. Delhi, 1997; Diagne S. B. Islam et société ouver­te: la fidélité et le mou­vement dans la philosophie de M. d’Iqbal. P., 2001; Ghani А., Ilahi K. A bibliography of Iqbal. Lahore, 1959.

Вернуться к началу