ДОСОКРА́ТИКИ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОСОКРА́ТИКИ (нем. Vorsokratiker; франц. Ргésocratiques; англ. Presocratics), новоевропейский термин для обозначения ранних греч. философов 6–5 вв. до н. э., а также их ближайших преемников в 4 в. до н. э., не затронутых влиянием аттической «сократической» традиции. Термин закрепился в междунар. историко-филос. практике гл. обр. благодаря классич. труду нем. филолога Г. Дильса (1848–1922) «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker», 1903), в котором впервые были с науч. полнотой собраны и критически изданы сохранившиеся в виде цитат у позднейших античных авторов фрагменты из утраченных сочинений Д., а также доксографич. (см. Доксографы) и биографич. свидетельства о них. Собрание Дильса объединяет св. 400 авторов (большая часть их представлена только именами), в т. ч. софистов, которых, однако, не принято называть Д. (поэтому некоторые авторы предпочитают говорить о «дософистической», а не «досократической» философии), а также фрагменты предфилософских теокосмогоний. Дильс исходил из античного, широкого значения термина «философия», поэтому «Фрагменты досократиков» включают много материала, который относится к истории математики, медицины и т. д. (вплоть до кулинарного искусства).
Философия Д. развивалась на Востоке – в ионийских городах Малой Азии и на Западе – в греч. колониях Юж. Италии и Сицилии. Среди Д. почти не было «профессионалов» (первое исключение – Анаксагор): большинство из них были вовлечены в жизнь полиса и выступали как гос. деятели, основатели колоний, законодатели, флотоводцы и т. д. – прямая противоположность эллинистич. идеалу философа с его принципом «живи незаметно». В центре внимания всей философии Д. – космос, понимаемый с помощью доминирующего у Д. метода аналогии либо биоморфно (см. Гилозоизм), либо техноморфно (см. Демиург), либо социоморфно, либо – у пифагорейцев – на основе числовых моделей; существенную роль у Д. продолжают играть унаследованные из донаучной картины мира бинарные оппозиции. Уникальное место среди Д. в этом смысле занимают Парменид и его школа, впервые отказавшиеся от фольклорно-мифологич. наследства – двоичных классификаций и метафорич. аналогии – и давшие программный для всей зап.-европ. «метафизики» образец чисто логич. конструирования бытия. Человек и вообще сфера социального, как правило, не выделяются из общекосмич. жизни: космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов и рассматриваются нередко как изоморфные структуры, зеркально отражающиеся друг в друге (см. Микрокосмос и макрокосмос). Характерным для доплатоновской философии является отсутствие чёткого различения «материального» и «идеального».