Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИОГЕ́Н АПОЛЛОНИ́ЙСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 25

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

ДИОГЕ́Н АПОЛЛОНИ́ЙСКИЙ (Διογενης ό ’Apoλλωνιατης) (2-я пол. 5 в. до н. э.; не­из­вест­но, из пон­тий­ской или крит­ской Апол­ло­нии), др.-греч. ес­те­ст­во­ис­пы­та­тель и на­тур­фи­ло­соф. В 420-х гг. до н. э. жил и пре­по­да­вал в Афи­нах – его уче­ние па­ро­ди­ро­вал Ари­сто­фан в «Об­ла­ках» в 423. По сви­де­тель­ст­ву Де­мет­рия Фа­лер­ско­го, «был на во­ло­сок от смер­ти в Афи­нах» (ско­рее все­го имел ме­сто су­деб­ный про­цесс по об­ви­не­нию в ате­из­ме). В 6 в. н. э. Сим­пли­кий дер­жал в ру­ках трак­тат Д. А. «О при­ро­де» (ны­не ут­ра­чен), вы­пи­сал из не­го неск. цен­ных ци­тат; уже Сим­пли­кию бы­ли не­до­ступ­ны со­чи­не­ния «Про­тив со­фис­тов» (т. е. про­тив фи­ло­со­фов), «Ме­тео­ро­ло­гия» и фи­зио­ло­го-ана­то­мич. трак­тат «О при­ро­де че­ло­ве­ка». Д. А. воз­ро­дил те­зис Анак­си­ме­на о воз­ду­хе-пра­ма­те­ри, син­те­зи­ро­вав его с уче­ни­ем Анак­са­го­ра о кос­мич. «ра­зу­ме», ко­то­рый он рас­смат­ри­вал не как осо­бую суб­стан­цию, а как им­ма­нент­ное свой­ст­во «воз­ду­ха», и с кон­цеп­ци­ей пус­то­го про­стран­ст­ва у Лев­кип­па. В бес­ко­неч­ной лев­кип­по­вой пус­то­те, на­пол­нен­ной анак­си­ме­но­вым воз­ду­хом, в ре­зуль­та­те сгу­ще­ния и раз­ре­же­ния ро­ж­да­ют­ся и рас­па­да­ют­ся бес­числ. ми­ры, це­ле­со­об­раз­ное уст­рой­ст­во ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ет­ся при­сут­ст­ви­ем в них кос­мич. «ра­зу­ма» Анак­са­го­ра, – та­ко­ва Все­лен­ная Д. А., ка­зав­шая­ся Тео­фра­сту (и не­ко­то­рым совр. ис­сле­до­ва­те­лям) «эк­лек­ти­че­ской». К это­му мож­но до­ба­вить мощ­ное влия­ние Ге­рак­ли­та, элей­ской шко­лы и за­им­ст­во­ва­ния из кос­мо­го­нии Анак­си­ман­д­ра, и тем не ме­нее пра­виль­нее бу­дет го­во­рить об ор­га­нич. син­те­зе.

На­тур­фи­ло­со­фия Д. А. – мо­ни­стич. ре­ак­ция на плю­ра­ли­стич. сис­те­мы Эм­пе­док­ла, Анак­са­го­ра и Лев­кип­па (про­тив ко­то­рых и был на­прав­лен трак­тат «Про­тив со­фис­тов») и ги­ло­зои­стич. ре­ак­ция на при­су­щий им всем в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни ме­ха­ни­цизм. До­ка­зы­вая, что 4 эле­мен­та Эм­пе­док­ла долж­ны быть «то­ж­де­ст­вен­ны по сво­ей при­ро­де», т. к. ина­че они не мог­ли бы пе­ре­хо­дить друг в дру­га и взаи­мо­дей­ст­во­вать, Д. А. фак­ти­че­ски фор­му­ли­ру­ет пла­то­нов­ско-­ари­сто­те­лев­ское по­ня­тие бес­ка­че­ст­вен­ной ма­те­рии (Ари­сто­тель сам соз­на­вал, что Д. А. пред­вос­хи­тил его тео­рию суб­стра­та про­ти­во­по­лож­но­стей). Ото­жде­ст­в­ляя эту суб­стан­цию с воз­ду­хом (который сам по се­бе ли­шён ка­честв), Д. А. впер­вые при­ме­ня­ет те­лео­ло­гич. ар­гу­мен­та­цию, бли­же, чем кто-ли­бо из до­со­кра­ти­ков, под­хо­дя к на­тур­фи­ло­со­фии Пла­то­на и Ари­сто­те­ля: ре­гу­ляр­ность кос­мич. цик­лов и «наи­луч­шее из всех воз­мож­ных уст­рой­ст­во» ми­ра мож­но объ­яс­нить толь­ко ра­зум­но­стью и це­ле­со­об­раз­ной ак­тив­но­стью по­ро­ж­даю­ще­го его на­ча­ла; ме­ж­ду тем из био­ло­гии и фи­зио­ло­гии из­вест­но, что жи­во­тво­ря­щая и мыс­лит. суб­стан­ция – это ду­ша-ды­ха­ние-воз­дух. Воз­дух – не толь­ко ге­не­тич., но и уп­рав­ляю­щий прин­цип ми­ра: как та­ко­вой, он «Бог», ко­то­рый «пра­вит». В це­лом фи­ло­со­фия при­ро­ды Д. А. бли­же все­го к тра­ди­ции Ге­рак­ли­та и стои­ков. Его влия­ние чув­ст­ву­ет­ся в сто­ич. кон­цеп­ции «пнев­мы» и «про­ви­де­ния».

Соч.: DK II. Bd 2. S. 51–66; Фраг­мен­ты ран­них гре­че­ских фи­ло­со­фов / Изд. А. В. Ле­бе­дев. М., 1989. Ч. 1. С. 540–551.

Лит.: Laks A. Diogène d’Apollonie. P., 1983.

Вернуться к началу