ДИОГЕ́Н АПОЛЛОНИ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИОГЕ́Н АПОЛЛОНИ́ЙСКИЙ (Διογενης ό ’Apoλλωνιατης) (2-я пол. 5 в. до н. э.; неизвестно, из понтийской или критской Аполлонии), др.-греч. естествоиспытатель и натурфилософ. В 420-х гг. до н. э. жил и преподавал в Афинах – его учение пародировал Аристофан в «Облаках» в 423. По свидетельству Деметрия Фалерского, «был на волосок от смерти в Афинах» (скорее всего имел место судебный процесс по обвинению в атеизме). В 6 в. н. э. Симпликий держал в руках трактат Д. А. «О природе» (ныне утрачен), выписал из него неск. ценных цитат; уже Симпликию были недоступны сочинения «Против софистов» (т. е. против философов), «Метеорология» и физиолого-анатомич. трактат «О природе человека». Д. А. возродил тезис Анаксимена о воздухе-праматери, синтезировав его с учением Анаксагора о космич. «разуме», который он рассматривал не как особую субстанцию, а как имманентное свойство «воздуха», и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной левкипповой пустоте, наполненной анаксименовым воздухом, в результате сгущения и разрежения рождаются и распадаются бесчисл. миры, целесообразное устройство которых обеспечивается присутствием в них космич. «разума» Анаксагора, – такова Вселенная Д. А., казавшаяся Теофрасту (и некоторым совр. исследователям) «эклектической». К этому можно добавить мощное влияние Гераклита, элейской школы и заимствования из космогонии Анаксимандра, и тем не менее правильнее будет говорить об органич. синтезе.
Натурфилософия Д. А. – монистич. реакция на плюралистич. системы Эмпедокла, Анаксагора и Левкиппа (против которых и был направлен трактат «Против софистов») и гилозоистич. реакция на присущий им всем в большей или меньшей степени механицизм. Доказывая, что 4 элемента Эмпедокла должны быть «тождественны по своей природе», т. к. иначе они не могли бы переходить друг в друга и взаимодействовать, Д. А. фактически формулирует платоновско-аристотелевское понятие бескачественной материи (Аристотель сам сознавал, что Д. А. предвосхитил его теорию субстрата противоположностей). Отождествляя эту субстанцию с воздухом (который сам по себе лишён качеств), Д. А. впервые применяет телеологич. аргументацию, ближе, чем кто-либо из досократиков, подходя к натурфилософии Платона и Аристотеля: регулярность космич. циклов и «наилучшее из всех возможных устройство» мира можно объяснить только разумностью и целесообразной активностью порождающего его начала; между тем из биологии и физиологии известно, что животворящая и мыслит. субстанция – это душа-дыхание-воздух. Воздух – не только генетич., но и управляющий принцип мира: как таковой, он «Бог», который «правит». В целом философия природы Д. А. ближе всего к традиции Гераклита и стоиков. Его влияние чувствуется в стоич. концепции «пневмы» и «провидения».