ДЖИ́ВА
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖИ́ВА (санскр. jīva – живое), в инд. религ.-филос. традиции живое существо, душа. В отличие от Атмана, выступающего субъективным аспектом Мирового сознания – Брахмана, Д. – это прежде всего отд. индивидуальная душа. В джайнизме понятие Д. охватывает одушевлённые существа трёх категорий: 1) совершенные освобождённые души (сиддха); 2) души, связанные сансарой (баддха), – от растений, наделённых осязанием, до людей, демонов и богов; 3) жители ада (наракия). Все Д. по своей природе вечны и всеведущи, но из-за притока материи (карма) они оказываются привязанными к сансаре. Среди ортодоксальных направлений представления о Д. разрабатывались прежде всего в школах веданты. В адвайта-веданте Д., по своей сути тождественная Атману, в силу невежества приписывает себе временные телесные и психические характеристики, поэтому её индивидуальность иллюзорна. В вишишта-адвайте Д. есть сохраняющая свою индивидуальность часть и одновременно атрибут высшего Брахмана.