ДЕМИУ́РГ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕМИУ́РГ (греч. δημιουργός – ремесленник, мастер), 1) мифологич. персонаж, осн. герой космогонических мифов, создатель космич. и культурных объектов и людей. Процесс создания обычно изображается как ремесленное изготовление, Д. предстаёт как кузнец (др.-греч. Гефест, фин. Ильмаринен, груз. Пиркуши, герм. Вёлунд и др.), гончар (др.-егип. Хнум и др.) или ткач; с мифами о Д. обычно связан религ. статус этих ремесленных профессий. Часто Д. выступает как помощник верховного божества. В др. мифологиях образ Д. развивается в представление о Боге-творце, создающем мир через магич. превращение или называние; часто подчёркивается неучастие творца в последующих судьбах мира (т. н. deus otiosus – отдыхающий бог), его недоступность для контактов с людьми (эту роль в таких случаях исполняют низшие боги). См. также Культурный герой.
2) Термин др.-греч. философии. Введён Платоном в диалоге «Тимей». Д. – «творец и отец этой Вселенной», создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческой души, он творит Космос из со-вечной ему материи («кормилицы», «восприемницы», «пластической массы»), наделённой вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообраз-парадигму – эйдос. В этом его отличие от Бога теистич. религий, творящего мир из ничего: ни материя, ни первообраз от Д. не зависят. Кроме того, он не всесилен: стремлению Ума-Д. устроить всё «как можно лучше» противостоит сопротивление материи в виде детерминистич. «необходимости» (ананке). Д. «Тимея», очевидно, тождествен «причине соединения» предела и беспредельного (формы и материи) – прообразу «действующей причины» Аристотеля – в платоновском «Филебе». Аристотель подчёркнуто игнорировал Д. «Тимея» при изложении платоновского учения и употреблял термин «Д.» только в прямом значении «ремесленник, мастер» (единственное возможное исключение – ранний диалог «О философии»). Филон Александрийский отождествляет Д. с логосом, Нумений – с Умом-Нусом, называя его «вторым богом» (ср. также Герметический корпус 1,9: «Ум породил другой ум – демиурга»). Радикальный дуализм гностицизма, полагающий материю абсолютным злом, завершается признанием некогда «благого» платоновского Д. источником мирового зла: у Валентина Д. помещается не только ниже плеромы эонов, но и ниже низшей Софии-Ахамот, в «психической» сфере, и творит мир, не зная эйдосов. Идея «злого Д.» была объектом полемики Плотина в его споре с гностиками («Эннеады» II 9, 6).