Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАРША́НА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 340

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Лысенко

ДАРША́НА (санскр. darśana), тер­мин инд. фи­ло­со­фии, ох­ва­ты­ваю­щий ши­ро­кий круг зна­че­ний, вос­хо­дя­щих к схе­ме зри­тель­но­го вос­при­ятия: взгляд, воз­зре­ние, точ­ка зре­ния, ин­туи­ция, про­зре­ние, ли­це­зре­ние и т. п. Д. трак­ту­ет­ся как «внут­рен­нее», «ду­хов­ное зре­ние», луч ко­то­ро­го ос­ве­ща­ет, про­яс­ня­ет внут­рен­нее про­стран­ст­во и на­хо­дя­щие­ся в нём мыс­ли и об­ра­зы. Это и ин­тел­лек­ту­аль­ная яс­ность сис­тем умо­зре­ния, и оза­ре­ние ума све­том от­кро­ве­ния. От­сю­да Д. мо­жет оз­на­чать и ра­цио­наль­ный об­раз ре­аль­но­сти, и ин­туи­тив­ное про­зре­ние.

В буд­дий­ской лит-ре род­ст­вен­ное Д. по­ня­тие «дриш­ти» (на яз. па­ли – «дитт­хи») име­ет смысл мне­ния, как пра­ви­ло, оши­боч­но­го, ко­то­ро­му про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся «пра­виль­ное воз­зре­ние» (самь­яг дриш­ти) – ин­туи­тив­ное по­зна­ние че­ты­рёх бла­го­род­ных ис­тин, со­став­ляю­щее важ­ней­ший ком­по­нент буд­дий­ской прак­ти­ки (см. Вось­ме­рич­ный путь). В та­ком же оце­ноч­ном смыс­ле ис­поль­зу­ют­ся Д. и в фи­лос. сис­те­мах ин­ду­из­ма и джай­низ­ма: мит­хья (лож­ная) Д., самь­яг (ис­тин­ная) Д. Од­на­ко в ин­ду­из­ме наи­боль­шую из­вест­ность при­об­ре­ло ис­тол­ко­ва­ние Д. как «шко­лы», «сис­те­мы воз­зре­ний», «док­три­ны», при­ме­няе­мое, как пра­ви­ло, к шес­ти ор­то­док­саль­ным сис­те­мам инд. фи­ло­со­фии (ми­ман­са, ве­дан­та, ньяя, вай­ше­ши­ка, санкхья и йо­га), напр. в ком­пен­диу­ме «Сар­ва-дар­ша­на сан­гра­ха» («Со­б­ра­ние всех док­трин»).

В 19–20 вв. пред­ста­ви­те­ли не­оин­ду­из­ма ста­ли упот­реб­лять тер­мин «Д.» как ана­лог ев­роп. по­ня­тия «фи­ло­со­фия», ви­дя в нём сим­вол спе­ци­фи­че­ско­го для инд. умо­зре­ния не­по­средств. «ви́­де­ния» ре­аль­но­сти в про­ти­во­вес ра­цио­на­ли­стич. ду­ху ев­роп. фи­ло­со­фии, а так­же во­пло­ще­ние со­те­рио­ло­гич. ори­ен­та­ции инд. мыс­ли, её на­це­лен­но­сти на иде­ал мок­ши – ос­во­бо­ж­де­ния от пе­ре­ро­ж­де­ний (С. Рад­хак­риш­нан).

Вернуться к началу