Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУ́МБОЛЬДТ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 152

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ал. В. Михайлов, Ю. Н. Попов, В. М. Алпатов, А. Г. Матвеева (биография)

ГУ́МБОЛЬДТ (Humboldt) Карл Виль­гельм фон (22.6.1767, Пот­сдам – 8.4.1835, Те­гель), нем. язы­ко­вед, фи­ло­соф, гос. дея­тель Прус­сии, чл. Королевской Прус. АН (1808), поч. чл. Пе­терб. АН (1832). Из прус. дво­рян­ской се­мьи. Брат А. фон Гум­больд­та. В 1787–89 учил­ся в ун-тах Франк­фур­та-на-Оде­ре и Гёт­тин­ге­на. В 1799–1801 в Ис­па­нии ис­сле­до­вал язык и куль­ту­ру бас­ков. С 1802 на ди­пло­ма­тич. служ­бе (по­сол при пап­ском пре­сто­ле в 1802–08, в Ве­не – с 1810, в Лон­до­не – в 1817–18), вме­сте с К. А. фон Гар­ден­бер­гом пред­став­лял Прус­сию на Вен­ском кон­грес­се 1814–15. Дея­тель­ность Г. на по­сту ди­рек­то­ра Департамента куль­тов и про­све­ще­ния (1808–10) оз­на­ме­но­ва­на ос­но­ва­ни­ем Бер­лин­ско­го ун-та (ны­не Бер­лин­ский уни­вер­си­тет Гум­больд­та), ре­ор­га­ни­за­ци­ей Прус. АН, ре­фор­мой об­ра­зо­ва­ния (вве­де­ние ме­то­дов И. Пес­та­лоц­ци и др.). Г. – один из ав­то­ров кон­сти­ту­ции Гер­ман­ско­го сою­за 1815–66, в 1815–17 пред­став­лял Прус­сию в его бун­дес­та­ге. На­зна­чен­ный в 1819 мин. со­слов­ных дел, вы­сту­пил с кри­ти­кой Карлс­бад­ских со­гла­ше­ний 1819, что при­ве­ло к его от­став­ке.

Гу­ма­ни­стич. ми­ро­воз­зре­ние Г. сло­жи­лось на ос­но­ве идей И. Г. Гер­де­ра (на­ли­чие в ис­то­рии выс­ших, ду­хов­ных це­лей, вклю­че­ние дея­тель­но­сти ин­ди­ви­да в бес­ко­неч­ное по­сту­пат. раз­ви­тие че­ло­ве­че­ст­ва, на­ро­ды как жи­вые ор­га­низ­мы во все­мир­ной ис­то­рии) и раз­ви­ва­лось в 1790–1800-х гг. в на­прав­ле­нии клас­си­че­ски-гар­мо­нич. идеа­ла И. В. Гё­те и Ф. Шил­ле­ра (Г. был лич­но бли­зок к обо­им, в ря­де ра­бот разъ­яс­нял этич. и эс­те­тич. смысл их по­эзии). Трак­тат «Идеи к опы­ту, оп­ре­де­ляю­ще­му гра­ни­цы дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­ва» («Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestim­men», 1792; пол­но­стью опубл. в 1851; рус. пер. 1898, 1985), на­пи­сан­ный под впе­чат­ле­ни­ем со­бы­тий Франц. ре­во­лю­ции, – рас­су­ж­де­ние о по­ли­тич. ус­ло­ви­ях, при­зван­ных обес­пе­чить сво­бод­ное раз­ви­тие ин­ди­ви­да и на­ро­да: за­да­чи го­су­дар­ст­ва сво­дят­ся Г. лишь к за­щи­те внеш­них гра­ниц и обес­пе­че­нию внутр. пра­во­по­ряд­ка. «Тай­на все­го бы­тия» за­клю­че­на, по Г., в ин­ди­ви­ду­аль­но­сти (лич­но­сти, на­ро­да). Вся фи­ло­со­фия Г. мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как ха­рак­те­ро­ло­гия са­мо­быт­ных форм куль­ту­ры, вы­ра­жаю­щих внутр. фор­му «ду­ха на­ро­да»; сам Г. по­ни­мал её как ан­тро­по­ло­гию (со­хра­нил­ся его «План срав­ни­тель­ной ан­тро­по­ло­гии», 1795). В рус­ле та­кой ис­то­рич. ха­рак­те­ро­ло­гии на­хо­дят­ся мно­го­числ. ра­бо­ты Г. 1790–1800-х гг., по­свя­щён­ные др.-греч. ис­то­рии и куль­ту­ре, в ко­то­рой Г., по­доб­но И. И. Вин­кель­ма­ну, Гё­те и Шил­ле­ру, ви­дел осу­ще­ст­в­ле­ние идеа­ла «гу­ман­но­сти».

Вер­ши­на на­уч. дея­тель­но­сти Г. – его ра­бо­ты о язы­ке, в ко­то­рых на­ча́­ла срав­нит. язы­ко­зна­ния не­от­де­ли­мы от фи­ло­со­фии язы­ка и куль­ту­ры. В трак­та­те «О раз­ли­чии строе­ния че­ло­ве­че­ских язы­ков и его влия­нии на ду­хов­ное раз­ви­тие че­ло­ве­че­ст­ва» («Über die Verschie­den­heit des menschlichen Sprachbaues und ihren Einfluß auf die geistige Entwick­lung des Menschengeschlechts»), опубл. в ка­че­ст­ве вве­де­ния к ра­бо­те «О язы­ке ка­ви на ост­ро­ве Ява» («Über die Ka­wi-Sprache auf der Insel Jawa», Bd 1–3, 1836–39), под­чёр­ки­ва­ет­ся творч. при­ро­да язы­ка: язык – не столь­ко про­дукт дея­тель­но­сти (ergon), не­что соз­дан­ное, сколь­ко са­ма дея­тель­ность (energeia) ду­ха, т. е. не­пре­стан­но со­вер­шаю­щий­ся про­цесс по­ро­ж­де­ния смыс­ла, «ор­ган, об­ра­зую­щий мысль», «про­дукт язы­ко­во­го соз­на­ния на­ции»; в са­мой струк­ту­ре язы­ка (его «внут­рен­ней фор­ме») во­пло­ще­но оп­ре­де­лён­ное воз­зре­ние на мир («ми­ро­ви­де­ние») то­го или ино­го на­ро­да.

Ис­сле­дуя мно­го­числ. язы­ки, раз­ные с точ­ки зре­ния струк­ту­ры, – ба­ск­ский, авс­тро­не­зий­ские, язы­ки сев.-амер. ин­дей­цев и др. (все­го 32 язы­ка, ма­те­ри­ал не­ко­то­рых из них рас­смат­ри­вал­ся им впер­вые), Г. на­ря­ду с А. В. Шле­ге­лем и Ф. Шле­ге­лем явил­ся соз­да­те­лем ти­по­ло­гии лин­гвис­ти­че­ской. Г. впер­вые вы­де­лил ин­кор­по­ри­рую­щие язы­ки, а так­же уточ­нил ста­тус аморф­ных язы­ков, пе­ре­име­но­вав их в кор­не­вые (см. Ти­поло­ги­че­ская клас­си­фи­ка­ция язы­ков). Бу­ду­чи по су­ще­ст­ву ос­но­во­по­лож­ни­ком фи­ло­со­фии язы­ка как са­мо­сто­ят. дис­ци­п­ли­ны, Г. ока­зал боль­шое влия­ние на раз­ви­тие язы­ко­зна­ния. Пред­ста­ви­те­ля­ми гум­больд­ти­ан­ст­ва в 19–20 вв. яви­лись Х. Штейн­таль, А. А. По­теб­ня (кон­цеп­ция внут­рен­ней фор­мы сло­ва), Х. Г. К. фон дер Га­бе­ленц, К. Фосс­лер и др. В 20 в. влия­ние его идей ска­за­лось в амер. эт­но­лин­гви­сти­ке (Э. Се­пир и Б. Л. Уорф), нем. не­огум­больд­ти­ан­ст­ве (И. Л. Вайс­гер­бер, Й. Трир), в Рос­сии – в ра­бо­тах М. М. Бах­ти­на и его по­сле­до­ва­те­лей. В 1950–60-х гг. идеи Г. о творч. ха­рак­те­ре язы­ка бы­ли ак­туа­ли­зи­ро­ва­ны Н. Хом­ским.

Соч.: Gesammelte Schriften. B., 1903–1936. Bd 1–17. B., 1968; Werke. Darmstadt; B., 1960–1965. Bd 1–5; Der Briefwechsel zwi­schen F. Schiller und W. von Humboldt / Hrsg. von A. Seidel. B., 1962. Bd 1–2; Язык и фи­ло­со­фия куль­ту­ры. М., 1985; Избр. тру­ды по язы­ко­зна­нию. 2-е изд. М., 2000.

Лит.: Гайм Р. В. фон Гум­больдт. М., 1898; Шпет Г. Г. Внут­рен­няя фор­ма сло­ва. (Этю­ды и ва­риа­ции на те­мы Гум­больд­та). М., 1927; Spranger E. W. von Humboldt und die Hu­ma­nitätsidee. 2. Aufl. B., 1928; Binswan­ger R. W. von Humboldt. Lpz., 1937; Kessel E. W. von Hum­boldt. Idee und Wirklichkeit. Stuttg., 1967; По­сто­ва­ло­ва ВИ. Язык как дея­тель­ность. Опыт ин­тер­пре­та­ции кон­цеп­ции В. Гум­больд­та. М., 1982; Scurla H. W. von Hum­boldt. Werden und Wirken. 3. Aufl. B., 1985.

Вернуться к началу