Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУ́ДМЕН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 135

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Б. Макеева

ГУ́ДМЕН (Goodman) Ген­ри Нел­сон (7.8.1906, Со­мер­вилл, штат Мас­са­чу­сетс – 25.11.1998, Ни­дем, там же), амер. фи­ло­соф и ло­гик, пред­ста­ви­тель ана­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии. Учил­ся в Гар­вард­ском ун-те. В 1946–64 пре­по­да­вал в ун-те в Пен­силь­ва­нии, в 1968–77 проф. Гар­вард­ско­го ун-та. При­ме­няя ме­то­ды фор­маль­ной ло­ги­ки к ана­ли­зу яв­ле­ний, Г. трак­ту­ет объ­ек­ты по­все­днев­но­го опы­та как «кон­ст­рук­ции» из чув­ст­вен­ных ка­честв. В сво­ём опи­са­нии струк­ту­ры ми­ра Г. ис­поль­зу­ет стро­го но­ми­на­ли­стич. язык, обо­зна­чаю­щий лишь ин­ди­ви­дов и ис­клю­чаю­щий к.-л. ссыл­ки на клас­сы, но вме­сте с тем под­чёр­ки­ва­ет, что вы­бор ис­ход­ных ин­ди­ви­ду­аль­ных сущ­но­стей и сис­те­мы сим­во­лов оп­ре­де­ля­ет­ся чис­то праг­ма­тич. со­об­ра­же­ния­ми, пре­ж­де все­го тре­бо­ва­ни­ем про­сто­ты и удоб­ст­ва. По­лу­чае­мые в ре­зуль­та­те это­го опи­са­ния разл. «спо­со­бы соз­да­ния ми­ров» мож­но срав­ни­вать лишь друг с дру­гом, но от­нюдь не с ре­аль­но­стью как та­ко­вой, су­ще­ст­вую­щей вне вся­ко­го опи­са­ния. В «со­з­да­нии ми­ров» уча­ст­ву­ют не толь­ко нау­ка и обы­ден­ное зна­ние, но и разл. ис­кус­ст­ва, ко­то­рые, та­ким об­ра­зом, за­клю­ча­ют в се­бе важ­ное ког­ни­тив­ное со­дер­жа­ние. В об­лас­ти ло­ги­ки Г. ис­сле­до­вал контр­фак­тич. ус­лов­ные вы­ска­зы­ва­ния, ис­поль­зуя их для ана­ли­за дис­по­зи­ци­он­ных пре­ди­ка­тов и но­мо­ло­гич. вы­ска­зы­ва­ний, а так­же сфор­му­ли­ро­вал «но­вую за­гад­ку» ин­дук­ции, по­ка­зав за­ви­си­мость об­на­ру­жи­вае­мых в опы­те по­вто­ряе­мо­стей от ис­поль­зуе­мых на­ми лин­гвис­тич. прак­тик, оп­ре­де­ляю­щих воз­мож­ность при­ме­не­ния этих «ре­гу­ляр­но­стей» в про­це­ду­рах под­твер­жде­ния и пред­ска­за­ния. Соз­дан­ная Г. «об­щая тео­рия сим­во­лов» лег­ла в ос­но­ву его ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти эс­те­ти­ки.

Соч.: The structure of appearance. Camb., 1951; Fact, fic­tion and forecast. L., 1954; Language of art. In­dianapolis, 1968; Problems and Projects. In­dia­napolis, 1972; Ways of worldmaking. Indi­a­na­polis, 1978; Of mind and other matters. Camb. (Mass.), 1984; Reconceptions in philosophy and other arts and sciences. L., 1988 (with C. Elgin); A study of qualities. N. Y.; L., 1990.

Вернуться к началу