Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУ́ГО СЕН-ВИКТО́РСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 129

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Шишков

ГУ́ГО СЕН-ВИКТО́РСКИЙ (Hugo de San­cto Victore, Hugues de Saint-Victor) (ок. 1096, Сак­со­ния – 11.2.1141, Па­риж), бо­го­слов и биб­лей­ский эк­зе­гет. Вы­хо­дец из нем. граф­ско­го ро­да Блан­кен­бур­ге­ров. Ок. 1115 всту­пил в ав­гу­стин­скую Кон­гре­га­цию св. Вик­то­ра (Сен-Вик­тор­ское аб­бат­ст­во) в Па­ри­же, учил­ся в шко­ле при Кон­гре­га­ции у Гиль­о­ма из Шам­по, где ок. 1125 на­чал пре­по­да­вать, а за­тем (ок. 1133) стал ру­ко­во­ди­те­лем. Бла­го­да­ря его дея­тель­но­сти и мно­го­числ. тру­дам сен-вик­тор­ская шко­ла ста­ла од­ной из наи­бо­лее влия­тель­ных бо­го­слов­ских школ Сред­не­ве­ко­вья. Поч. про­зви­ще – Вто­рой Ав­гу­стин. Гл. ра­бо­ты: «Ди­да­ска­ли­кон» («На­ста­ви­тель­ное по­уче­ние») [«Didas­ca­licon» («Eruditio didasca­li­ca»)], «О та­ин­ст­вах хри­сти­ан­ской ве­ры» («De sacramen­tis christianae fidei»), «Разъ­яс­ни­тель­ные при­ме­ча­ния к Пя­ти­кни­жию» («Ad­notationes elucidatoriae in Pentateu­chon»), «Ал­ле­го­рии на Но­вый За­вет» («Al­le­go­riae in Novum Testamentum») и др.

В 7 кни­гах «Ди­да­ска­ли­ко­на» из­ло­же­на сис­те­ма­тич. про­грам­ма хри­сти­ан­ско­го об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рая вклю­ча­ла в се­бя клас­си­фи­ка­цию фи­лос. на­ук, ос­но­ван­ную на кон­цеп­ции Ари­сто­те­ля в пе­ре­ло­же­нии Бо­эция и вы­де­ляю­щую нау­ки ло­ги­че­ские (грам­ма­ти­ка и иск-во рас­су­ж­де­ния), тео­ре­ти­че­ские [тео­ло­гия, ма­те­ма­ти­ка (квад­ри­ви­ум) и фи­зи­ка], прак­ти­че­ские (эти­ка, эко­но­ми­ка и по­ли­ти­ка) и ме­ха­ни­че­ские [сук­но­де­лие, про­из-во ин­ст­ру­мен­тов и ору­жия, на­ви­га­ция (тор­гов­ля), аг­ри­куль­ту­ра, охо­та, ме­ди­ци­на, те­ат­раль­ное иск-во].

Из рас­смат­ри­вае­мых Г. С.-В. че­ты­рёх спо­со­бов бо­го­по­зна­ния два осу­ще­ст­в­ля­ют­ся по­сред­ст­вом ра­зу­ма [за­клю­че­ние о бы­тии Бо­га из рас­смот­ре­ния внеш­них ве­щей (creatura) и сво­его внутр. ми­ра (ratio)] и два че­рез От­кро­ве­ние: это внутр. оза­ре­ние ду­ши, стре­мя­щей­ся к Бо­гу (as­piratio), и внеш­нее уче­ние о Нём, под­кре­п­ляе­мое чу­дес­ны­ми зна­ме­ния­ми (doc­trina). Ду­ша об­ла­да­ет тре­мя по­зна­ват. спо­соб­но­стя­ми («оча­ми»): чув­ст­вен­ной (oculus carnis), пред­на­зна­чен­ной для вос­при­ятия внеш­не­го ми­ра, ра­цио­наль­ной (oculus rationis) – для са­мо­по­зна­ния ду­ши и со­зер­ца­тель­ной (oculus contem­pla­tivus) – для по­сти­же­ния Бо­га и бо­же­ствен­ных пред­ме­тов. Это­му со­от­вет­ст­ву­ют три вос­хо­дя­щие сту­пе­ни по­зна­ния су­ще­го: про­стое мыш­ле­ние (cogitatio) о чув­ст­вен­ных ве­щах, свя­зан­ное с дея­тель­но­стью во­об­ра­же­ния и весь­ма при­бли­зи­тель­ное; раз­мыш­ле­ние (meditatio), т. е. по­ня­тий­но-рас­су­доч­ное мыш­ле­ние, ис­сле­дую­щее сущ­но­сти и от­но­ше­ния ве­щей, а так­же ду­хов­ный мир че­ло­ве­ка, и со­зер­ца­ние (contemplatio) – ин­тел­лек­ту­аль­ная ин­туи­ция, с по­мо­щью ко­то­рой осу­ще­ст­в­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ное ви­де­ние иде­аль­ных объ­ек­тов.

Соч.: Migne PL. T. 175–177; Didascalicon de studio legendi. Wash., 1939; Opera prope­deu­ti­ca: Practica geometriae, De grammatica, Epis­tome Dindimi in philoso­phi­am. [P.], 1966; Sententiae de divinitate // Stu­di medievali 3. Ser. 23. 1982. P. 861–995; Des­criptio mappe mundi. P., 1986; Семь книг на­зи­да­тель­но­го обу­че­ния, или Ди­да­ска­ли­кон. О со­зер­ца­нии и его ви­дах // Ан­то­ло­гия сред­не­ве­ко­вой мыс­ли. М., 2001. Т. 1.

Лит.: Kleinz J. P. The theory of knowledge of Hugh of Saint Victor. Wash., 1944; Calon­ghi L. La scienza e la classificazione della sci­enze in Ugo di San Vittore. Torino, 1956; Ba­ron R. Science et sagesse chez Hugues de Saint-Vic­tor. P., 1957; Schlette H. R. Die Nichtig­keit der Welt: Der philosophische Horisont des Hu­go von St. Victor. Münch., 1961; Schütz C. Deus absconditus, Deus manifestus: Die Lehre Hugos von St. Viktor über die Offenbarung Got­tes. Roma, 1967.

Вернуться к началу