Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРОТ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 41

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Борисов

ГРОТ Ни­ко­лай Яков­ле­вич [18(30).4.1852, Гель­синг­форс – 23.5(4.6).1899, с. Ко­че­ток Харь­ков­ской губ.], рус. фи­ло­соф и пси­хо­лог. Сын Я. К. Гро­та. Учил­ся на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-те С.-Пе­терб. ун-та (1871–75). Проф. Ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ин-та кн. Без­бо­род­ко в Не­жи­не (с 1876), Но­во­рос­сий­ско­го в Одес­се (с 1883) и Моск. (с 1886) ун-тов; пред­седатель Моск. пси­хо­ло­гического об-ва (офи­ци­аль­но с 1888), ос­но­ва­тель и ред. (1889–99) ж. «Во­про­сы фи­ло­со­фии и пси­хо­ло­гии».

Пер­вый пе­ри­од фи­лос. био­гра­фии Г. (до сер. 1880-х гг.) от­ме­чен пре­об­ла­даю­щим влия­ни­ем по­зи­ти­виз­ма (Г. Спен­сер, О. Конт), от­ри­ца­ни­ем фи­ло­со­фии как нау­ки и раз­ра­бот­кой соб­ст­вен­ной пси­хо­ло­гич. кон­цеп­ции («тео­рия пси­хич. обо­ро­та»). Ду­шев­ная жизнь по­ни­ма­лась Г. как со­во­куп­ность че­ты­рёх­фаз­ных цик­лов ав­то­ма­тич. ре­ак­ций, про­те­каю­щих по­доб­но об­ме­ну ве­ществ в ор­га­низ­ме («Пси­хо­ло­гия чув­ст­во­ва­ний в её ис­то­рии и гл. ос­но­вах», ч. 1–2, 1879–80). При­ла­гая эту тео­рию к про­цес­сам мыш­ле­ния, Г. пы­тал­ся ре­фор­ми­ро­вать ло­ги­ку, пре­вра­щая её в «пси­хо­ди­на­ми­ку по­зна­ния» («К во­про­су о ре­фор­ме ло­ги­ки», 1882). Этич. воз­зре­ния Г. от­ме­че­ны в это вре­мя ути­ли­та­риз­мом и де­тер­ми­низ­мом в объ­яс­не­нии во­ле­вых стрем­ле­ний.

К сер. 1880-х гг. Г. по­рвал с по­зи­ти­виз­мом, при­знав суб­стан­ци­аль­ность ду­шев­ной жиз­ни, и (вслед за Дж. Бру­но) вы­дви­нул идею «ми­ро­во­го субъ­ек­та», но­си­те­ля уни­вер­саль­ной пси­хич. энер­гии, со­став­ляю­щей сущ­ность ин­ди­ви­ду­аль­ной че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки. Чув­ст­ва, при­ча­ст­ные он­то­ло­гич. ре­аль­но­сти, рас­смат­ри­ва­ют­ся Г. как объ­ек­тив­но дос­то­вер­ный ис­точ­ник по­зна­ния; от­сю­да луч­шим ме­то­дом про­ник­но­ве­ния в сущ­ность бы­тия ока­зы­ва­ет­ся са­мо­на­блю­де­ние. Пе­ред вос­ста­нов­лен­ной в пра­вах фи­ло­со­фи­ей («ме­та­фи­зи­кой») ста­вит­ся за­да­ча обос­но­вать «аб­со­лют­ную ис­ти­ну, бла­го и кра­со­ту как прин­ци­пы внут­рен­не­го строе­ния все­лен­ной» («Зна­че­ние чув­ст­ва в по­зна­нии и дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка», 1889). Про­бле­ма­ти­ка ра­бот Г. 1890-х гг. («Что та­кое ме­та­фи­зи­ка?», 1890; «Ос­но­ва­ние нрав­ст­вен­но­го дол­га», 1892; «О вре­ме­ни», 1894, и др.) ока­за­ла влия­ние на раз­ви­тие русской ре­лигиозной фи­ло­со­фии.

Соч.: Джор­да­но Бру­но и пан­те­изм. Од., 1885; Ос­нов­ные мо­мен­ты в раз­ви­тии но­вой фи­ло­со­фии. М., 1894; Фи­ло­со­фия и ее об­щие за­да­чи. Сб. ста­тей. СПб., 1904.

Лит.: Н. Я. Грот в очер­ках, вос­по­ми­на­ни­ях и пись­мах... СПб., 1911 (библ.).

Вернуться к началу