Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАЙБХА́ШИКА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 506-507

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

ВАЙБХА́ШИКА (санскр. – разъ­яс­не­ние, опи­са­ние), шко­ла тра­диц. буд­дий­ской фи­ло­со­фии, глав­ный оп­по­нент школ ма­хая­ны и ин­ду­из­ма. Назв. «В.» про­ис­хо­дит от «Виб­ха­ши» – ком­мен­та­рия на «Аб­хид­хар­ма-пи­та­ку» (см. Ти­пи­та­ка), со­став­лен­но­го по­сле со­бо­ра буд­ди­стов при имп. Ка­ниш­ке (1–2 вв.). Ос­нова­те­лем шко­лы счи­та­ет­ся Ва­су­мит­ра, круп­ней­шим тео­ре­ти­ком – Ва­су­банд­ху. Др. пред­ста­ви­те­ли: Бха­дан­та, Дхар­ма­тра­та, Гхо­ша­ка, Будд­ха­де­ва, Санг­хаб­хад­ра. Центра­ми В. бы­ли мо­на­сты­ри Каш­ми­ра вплоть до му­сульм. втор­же­ния в ре­ги­он в 9 в. и из­гна­ния от­ту­да буд­ди­стов. В Ки­тае на трак­та­ты В., пе­ре­ве­дён­ные на кит. яз. в 383–390, опи­ра­лась шко­ла цзюй-ше, к осн. ис­точ­ни­кам ко­то­рой позд­нее до­ба­ви­лась и «Аб­хид­харма­ко­ша» Ва­су­банд­ху. Япон. ана­лог цзюй-ше – шко­ла ку­ся, ос­но­ван­ная в 660. В Ти­бе­те В. изу­ча­лась пре­им. в кур­сах по аб­хи­дхар­мич. фи­ло­со­фии (см. Буд­дизм).

Фи­ло­со­фия шко­лы опи­ра­ет­ся на уче­ние о дхар­мах как эле­мен­тах, со­став­ляю­щих по­ток соз­на­ния и бы­тия и ре­аль­но су­ще­ст­вую­щих в про­шлом, на­стоя­щем и бу­ду­щем. Для ка­ж­дой отд. дхар­мы пре­бы­ва­ние в этих трёх вре­ме­нах рав­но 1/75 до­ле се­кун­ды – пе­ри­од, в те­че­ние ко­то­ро­го она ус­пе­ва­ет воз­ник­нуть, про­из­ве­сти дей­ст­вие или вой­ти в ка­кое-то со­че­та­ние и ис­чез­нуть, ус­ту­пив ме­сто сле­дую­щей дхар­ме. Этот про­цесс, про­дол­жаю­щий­ся бес­ко­неч­но, опи­сы­ва­ет­ся как «вол­не­ние дхарм». Не­ис­чис­ли­мое мно­же­ст­во дхарм под­раз­де­ля­ют­ся на 75 клас­сов. Три из них – по­сто­ян­ные (ни­тья) «уча­ст­ни­ки» ин­ди­ви­ду­аль­но­го по­то­ка, т. к. они соз­да­ют ус­ло­вия для ос­во­бо­ж­де­ния от из­мен­чи­во­сти ос­таль­ных дхарм, – это про­стран­ст­во и два клас­са дхарм, пре­кра­щаю­щих (ни­род­ха) вол­не­ние др. дхарм, ко­то­рое под­дер­жи­ва­ет су­ще­ст­во­ва­ние ми­ра сан­са­ры; пре­кра­ще­ние вол­не­ния оз­на­ча­ет уход в мир ус­по­кое­ния, в нир­ва­ну.

Сто­рон­ни­ки В. при­дер­жи­ва­лись идеи не­веч­но­сти сан­са­ры, от­сут­ст­вия в ней к.-л. не­из­мен­ной са­мо­сти: ду­ши, лич­ности или Бо­га – твор­ца ми­ро­зда­ния. Безна­чаль­ные по­то­ки эм­пи­рич. жиз­ней ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ру­ют­ся осо­бой си­лой (прап­ти), дей­ст­вую­щей со­вме­ст­но с при­су­щи­ми ка­ж­дой дхар­ме си­ла­ми воз­ник­но­ве­ния, пре­бы­ва­ния, рас­па­да и ис­чез­но­ве­ния. Ка­ж­дое мгно­ве­ние дхар­ма соз­на­ния (чит­та) пре­бы­ва­ет в со­че­та­нии не ме­нее чем с 10 дхар­ма­ми-спут­ни­ка­ми, по­яв­ляю­щи­ми­ся в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном взаи­мо­за­ви­си­мо­го воз­ник­но­ве­ния (пра­ти­тья-са­мут­па­да). В жиз­нен­ных по­то­ках не­пре­мен­но при­сут­ст­ву­ют дхар­мы ом­ра­че­ния (кле­ши), не все­гда яв­ные, но об­на­ру­жи­ваю­щие се­бя тем, что за­став­ля­ют «вол­но­вать­ся» др. дхар­мы. По­это­му ре­ли­ги­оз­но-нрав­ст­вен­ное очи­ще­ние – это пре­ж­де все­го за­бо­та об ис­ко­ре­не­нии клеш и ава­ран (ин­тел­лек­ту­аль­ных пре­град ос­во­бо­ж­де­нию), что при­во­дит к бла­го­при­ят­ным кар­ми­че­ским по­след­ст­ви­ям в бу­ду­щем. Ре­лиг. об­ря­ды, обе­ты и т. п. воз­дей­ст­ву­ют на про­цес­сы со­еди­не­ния дхарм не­за­ви­си­мо от то­го, со­вер­ша­ет ли их мо­нах или про­стой ве­рую­щий, не умею­щий ме­ди­ти­ро­вать. Ус­по­ко­ить вол­не­ние дхарм и тем са­мым ос­во­бо­дить­ся от стра­да­ния – та­ко­ва цель В. Наи­бо­лее про­дук­тив­ным пу­тём к ней счи­та­ет­ся от­чёт­ли­вое зна­ние всех дхарм и за­ко­нов их взаи­мо­дей­ст­вия и уме­ние управ­лять ими.

Лит.: Guenther H. У. Buddhist philosophy in theory and practice. L., 1976; Ро­зен­берг О. О. Тру­ды по буд­диз­му. М., 1991. См. так­же лит. при ст. Ва­су­банд­ху.

Вернуться к началу