Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БХАСАРВА́ДЖНЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 446-447

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. К. Шохин

БХАСАРВА́ДЖНЯ, Бха­ва­сар­дж­ня (9–10 вв.), инд. фи­ло­соф, дея­тель­ность кото­ро­го со­ста­ви­ла зна­чит. ве­ху в раз­ви­тии ср.-век. ньяи. Уро­же­нец Каш­мира, Б. со­че­тал эн­цик­ло­пе­дическую эру­ди­цию с да­ро­м ис­кус­но­го ана­ли­ти­ка и смелым но­ва­тор­ст­вом. Пе­ре­смат­ри­вая ряд крае­уголь­ных фи­лос. дог­ма­тов ньяи и вай­ше­ши­ки, он час­тич­но опи­рал­ся на тра­ди­цию се­вер­но­го ши­ва­из­ма, и осо­бен­но шко­лы па­шу­па­тов. Ав­тор «Ньяя-са­ры» («Суть ньяи») и ком­мен­та­рия к ней «Ньяя-бху­ша­на» («Ук­ра­ше­ние ньяи»).

Трак­тат «Ньяя-са­ра» по­свя­щён трём ис­точ­ни­кам зна­ния (пра­ма­на) – вос­прия­тию, умо­зак­лю­че­нию и сло­вес­но­му сви­де­тель­ст­ву, их ис­сле­до­ва­нию и клас­сифи­ка­ции. Сво­дя че­ты­ре ис­точ­ни­ка зна­ния клас­сич. ньяи к трём, Б. ру­ко­вод­ству­ет­ся не толь­ко ло­гич. со­об­ра­же­ния­ми, но и «кон­фес­сио­наль­ны­ми» – имен­но та­кой их на­бор при­зна­ва­ли фи­ло­со­фы па­шу­па­ты. Ис­точ­ник зна­ния – пря­мое и оп­ре­де­лён­ное по­сти­же­ние ве­щи (самъ­я­га­нуб­ха­ва), за­блу­ж­де­ние – столь же оп­ре­де­лён­ное, но лож­ное по­зна­ние (мит­хья). Вос­при­ятие раз­де­ля­ет­ся на йо­ги­че­ское и обыч­ное, умо­зак­лю­че­ния – на по­ло­жи­тель­ные и от­ри­ца­тель­ные, ра­бо­таю­щие с на­блю­дае­мы­ми и не­на­блю­дае­мы­ми объ­ек­та­ми, на «умо­зак­лю­че­ния-для-се­бя» и «умо­зак­лю­че­ния-для-дру­гих» (как у Диг­на­ги). Сло­вес­ное сви­де­тель­ст­во, по Б., есть сред­ст­во пря­мо­го по­зна­ния че­рез по­ни­ма­ние ус­лов­ных зна­че­ний (са­мая) слов. В про­ти­вопо­лож­ность боль­шин­ст­ву най­яи­ков и вай­ше­ши­ков Б. ут­вер­жда­ет, что в со­стоя­нии «ос­во­бо­ж­де­ния», ко­то­рое дос­ти­га­ет­ся ви­де­ни­ем Ши­вы, ин­ди­ви­ду­аль­ная ду­ша вку­ша­ет бла­жен­ст­во и соз­на­тель­на.

«Ньяя-бху­ша­на» по­свя­ще­на по­ле­ми­ке Б. с др. шко­ла­ми, но наи­боль­шее вни­ма­ние он уде­ля­ет кри­ти­ке буд­дий­ской видж­ня­на­ва­ды.

Лит.: Suthor G. The Nyа̅yasа̅ra of Bhа̅sarvajña: a critical and analytical study. Ahmedabad, 1991; Narayanan T. K. Nya̅yasa̅ra of Bha̅sar­vajña: a critical study. New Delhi, 1992.

Вернуться к началу