Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУРИДА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 368

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Гайденко

БУРИДА́Н (Buridan, Buridanus) Жан (ок. 1295, Бе­тюн, Фран­ция – ок. 1358, Па­риж), ср.-век. ло­гик и фи­ло­соф. Пре­по­да­вал фи­ло­со­фию в Па­риж­ском ун-те, в 1328 и 1340 его рек­тор. Ав­тор ком­мен­та­ри­ев и «во­про­сов» к со­чи­не­ни­ям Ари­сто­те­ля, а так­же трак­та­тов по ло­ги­ке. В ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях и на­тур­фи­ло­со­фии опи­рал­ся на прин­ци­пы ло­ги­ки и тео­рии по­зна­ния У. Ок­ка­ма. Оп­ре­де­ле­ние на­уч. зна­ния Б. рас­ши­рил так, что в не­го во­шло и опыт­ное ес­те­ст­во­зна­ние. При­ни­мая ари­сто­те­лев­ское оп­ре­де­ле­ние нау­ки как зна­ния, по­лу­чен­но­го на ос­но­ва­нии оче­вид­ных, не­об­хо­ди­мых и не­до­ка­зуе­мых по­сы­лок, он про­во­дит раз­ли­чие ме­ж­ду ло­ги­че­ски не­об­хо­ди­мы­ми по­сыл­ка­ми и не­об­хо­ди­мы­ми в ус­лов­ном смыс­ле, оче­вид­ность ко­то­рых ос­но­вы­ва­ет­ся на опыт­ных ут­вер­жде­ни­ях. Тем са­мым Б. от­ка­зы­ва­ет­ся от при­ня­то­го в схо­ла­сти­ке по­ло­же­ния, что прин­ци­пы фи­зи­ки ус­та­нав­ли­ва­ют­ся ме­та­фи­зи­кой.

Уче­ние Б. о со­от­но­ше­нии во­ли и ра­зу­ма в че­ло­ве­че­ских по­ступ­ках ха­рак­тери­зу­ет­ся уме­рен­ным мо­раль­ным де­тер­ми­низ­мом. Че­ло­век же­ла­ет то­го, что пред­став­ля­ет­ся его ра­зу­му наи­боль­шим бла­гом. Ме­ж­ду рав­ны­ми бла­га­ми вы­бор не­воз­мо­жен: зна­ме­ни­тый «бу­ри­да­нов осёл» уми­ра­ет с го­ло­ду ме­ж­ду дву­мя оди­на­ко­вы­ми охап­ка­ми се­на, по­сколь­ку нет ни­ка­ких ос­но­ва­ний для вы­бо­ра.

Б. при­над­ле­жит ср.-век. мо­ди­фи­ка­ция ари­сто­те­лев­ско­го уче­ния о дви­же­нии, из­вест­ная как тео­рия им­пе­ту­са (лат. impetus – по­рыв), объ­яс­няю­щая дви­же­ние тел, про­дол­жаю­щее­ся при от­сут­ст­вии кон­так­та с внеш­ним дви­га­те­лем: так, те­ло при бро­ске по­лу­ча­ет от пер­во­на­чаль­но­го дви­га­те­ля си­лу (им­пе­тус), ко­то­рая, ос­та­ва­ясь в нём, са­ма за­тем вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве дви­га­те­ля. Объ­яс­не­ния с по­мо­щью це­ле­вых при­чин за­ме­ня­ют­ся в ари­сто­те­ли­ан­ской фи­зи­ке Б. объ­яс­не­ния­ми, апел­ли­рую­щи­ми к дей­ст­вую­щим при­чи­нам, об­су­ж­да­ет­ся воз­мож­ность по­ня­тия бес­ко­неч­но­го про­стран­ст­ва.

Соч.: Quaestiones super libris quattuor de caelo et mundo / Ed. by E. A. Moody. Camb. (Mass.), 1942; Quaestiones in praedicamenta. Mü nch., 1983; Logic / Translated by P. C. King. Camb., 1986.

Лит.: Hughes G. E. J. Buridan on self-refe­rence. Camb., 1982; Michael B. J. Buridan: Studien zu seinem Leben, seinen Werken und zu Rezeption seiner Theorien in Europa des späten Mittelalters. B., 1985. Bd 1–2; Krie­ger G. Der Begriff der praktischen Vernunft nach J. Buridanus. Münster, 1986; Гай­ден­ко В. П., Смир­нов Г. А. За­пад­но­ев­ро­пей­ская нау­ка в сред­ние ве­ка. М., 1989; The metaphysics and natural philosophy of J. Buridan / Ed. J. Thijssen and J. Zupko. Leiden; Boston, 2001.

Вернуться к началу