Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРЕНТА́НО

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 193-194

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Молчанов

БРЕНТА́НО (Brentano) Франц (16.1.1838, Ма­ри­ен­берг – 17.3.1917, Цю­рих, Швей­ца­рия), нем. фи­ло­соф. Пле­мян­ник К. Брен­та­но и Бет­ти­ны фон Ар­ним, брат Л. Брен­та­но. Пре­по­да­вал фи­ло­со­фию в Вюрц­бург­ском (1866–73) и Вен­ском (1874–95) ун-тах. С 1864 ка­то­лич. свя­щен­ник, в 1873 в свя­зи с вы­сту­п­ле­ни­ем про­тив дог­ма­та о не­по­гре­ши­мо­сти па­пы сло­жил с се­бя ду­хов­ный сан. С 1896 жил во Фло­рен­ции. Его не­по­средств. уче­ни­ка­ми в Вюрц­бур­ге бы­ли К. Штумпф, А. Мар­ти и др., его лек­ции в Ве­не слу­ша­ли Т. Ма­са­рик, А. Мей­нонг, Э. Гус­серль, К. Твар­дов­ский, К. фон Эрен­фельс, З. Фрейд и др. В со­от­вет­ст­вии со сво­им уче­ни­ем о че­ты­рёх фа­зах раз­ви­тия фи­ло­со­фии в ка­ж­дую ис­то­рич. эпо­ху (вос­хо­дя­щее раз­ви­тие и три фа­зы упад­ка) Б. не­га­тив­но оце­ни­вал кан­тов­скую и по­сле­кан­тов­скую фи­ло­со­фию (фа­за край­не­го упад­ка), за ис­клю­че­ни­ем по­зи­ти­виз­ма, с пред­ста­ви­те­ля­ми ко­то­ро­го он, од­на­ко, по­ле­ми­зи­ро­вал. Под влия­ни­ем Ф. А. Трен­де­лен­бур­га Б. об­ра­тил­ся к Ари­сто­те­лю, фи­ло­со­фия ко­то­ро­го по­слу­жи­ла от­прав­ным пунк­том его уче­ния о соз­на­нии.

Счи­тая фун­дам. нау­кой пси­хо­ло­гию, Б. под­вер­га­ет кри­ти­ке экс­пе­ри­мен­таль­ную и ин­трос­пек­цио­ни­ст­скую пси­хо­ло­гию и соз­да­ёт де­ск­рип­тив­ную пси­хо­ло­гию – уче­ние о соз­на­нии, ос­но­вы­ваю­щее­ся ис­клю­чи­тель­но на внутр. опы­те. Пси­хо­ло­гия – это нау­ка о пси­хич. фе­но­ме­нах, или ак­тах соз­на­ния (Б. от­ри­цал су­ще­ст­во­ва­ние бес­соз­на­тель­ных пси­хич. фе­но­ме­нов), ко­то­рые не­об­хо­ди­мо стро­го от­ли­чать от фи­зич. фе­но­ме­нов – пред­ме­та ес­те­ст­во­зна­ния. Фи­зич. фе­но­ме­ны об­на­ру­жи­ва­ют­ся в ощу­ще­ни­ях (ви­ди­мые фи­гу­ра, цвет, ланд­шафт, слы­ши­мые зву­ки и т. д.) и, бу­ду­чи пред­став­ле­ны в во­об­ра­же­нии, ос­та­ют­ся яв­ле­ния­ми фи­зич. пред­ме­тов, то­гда как са­ма фан­та­зия, как и ви­де­ние, слы­ша­ние и т. д., – это ак­ты соз­на­ния. Ис­точ­ник зна­ния о них – внутр. вос­при­ятие, ко­то­рое сле­ду­ет от­ли­чать от са­мо­на­блю­де­ния, ибо нель­зя на­блю­дать за ак­та­ми соз­на­ния, не из­ме­няя их. Внутр. вос­при­ятие не яв­ля­ет­ся чем-то внеш­ним по от­но­ше­нию к ак­там соз­на­ния, но со­су­ще­ст­ву­ет с ка­ж­дым из них в од­ном и том же ак­те и яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком оче­вид­но­сти: акт пред­став­ле­ния или су­ж­де­ния осоз­на­ёт­ся в нём имен­но как тот акт, ко­то­рый мы осу­ще­ст­в­ля­ем «здесь и те­перь». Здесь Б. рас­хо­дит­ся с И. Кан­том, счи­тая, что внутр. опыт не со­дер­жит в се­бе раз­де­ле­ния на «ве­щи в се­бе» и яв­ле­ния.

Важ­ней­шим от­ли­чи­ем пси­хич. фе­но­ме­нов от фи­зи­че­ских яв­ля­ет­ся ин­тен­цио­наль­ное (мен­таль­ное) су­ще­ст­во­ва­ние в них пред­ме­та, или на­прав­лен­ность их на объ­ект (Б. вво­дит в совр. фи­ло­со­фию тер­мин ин­тен­цио­наль­ность, ши­ро­ко ис­поль­зо­вав­ший­ся в ср.-век. схо­ла­сти­ке). Клас­си­фи­ка­ция пси­хич. фе­но­ме­нов про­во­дит­ся Б. со­глас­но их ин­тен­цио­наль­ной при­ро­де, т. е. по спо­со­бу по­ла­га­ния объ­ек­та. Б. вы­де­ля­ет три не­сво­ди­мых друг к дру­гу клас­са: ак­ты пред­став­ле­ния, ле­жа­щие в ос­но­ве всех дру­гих; ак­ты су­ж­де­ния, в ко­то­рых не­что при­зна­ёт­ся или от­вер­га­ет­ся; ак­ты люб­ви и не­навис­ти (чув­ст­во и во­ля). По­след­ние, как и ак­ты су­ж­де­ния, в от­ли­чие от пред­став­ле­ний об­на­ру­жи­ва­ют про­ти­во­по­лож­ность вер­но­го и не­вер­но­го, ис­тин­но­го и лож­но­го; акт пред­поч­те­ния ис­тин­но­го в сфе­ре чувств и во­ли – ис­точ­ник нравств. соз­на­ния. В позд­ний пе­ри­од Б. уточ­ня­ет, что толь­ко ин­ди­ви­ду­аль­ные ве­щи (те­ла и ду­хов­ные суб­стан­ции) об­ла­да­ют су­ще­ст­во­ва­ни­ем в соб­ст­вен­ном смыс­ле, их выс­шее ро­до­вое по­ня­тие – ре­аль­ность. То, что взя­то в ка­че­ст­ве объ­ек­та, су­ще­ст­ву­ет лишь в не­соб­ст­вен­ном смыс­ле: напр. те­лес­ность, а не ин­ди­ви­ду­аль­ное те­ло, лю­бовь, а не лю­бя­щий, бес­ко­неч­ное про­стран­ст­во, а не про­стран­ст­вен­ность, уни­вер­са­лии, а не ин­ди­ви­ды, ко­то­рые мыс­лят об­щее.

Вы­дви­ну­тая Б. идея фи­ло­со­фии как стро­гой нау­ки бы­ла за­тем под­хва­че­на Э. Гус­сер­лем. Влия­ние идей Б. про­сле­жи­ва­ет­ся в фе­но­ме­но­ло­гии, нео­реа­лиз­ме, ана­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии, вюрц­бург­ской шко­ле и геш­тальт­пси­хо­ло­гии.

Соч.: Von der mannigfachen Bedeutung des Seienden nach Aristoteles. Freiburg, 1862. Hildesheim, 1960; Aristoteles und seine Welt­anschauung. Lpz., 1911; Die Lehre Jesu und ihre bleibende Bedeutung. Lpz., 1922; Psy­chologie vom empirischen Standpunkt. Lpz., 1924–1928. Bd 1–3; Versuch über die Er­kennt­nis. Lpz., 1925; Die vier Phasen der Phi­lo­so­phie... Lpz., 1926; Vom Dasein Gottes. Lpz., 1929; Wahrheit und Evidenz. Lpz., 1930; Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis. Lpz., 1934; Grundlegung und Aufbau der Ethik. Bern, 1952; Religion und Philosophie. Bern, 1954; Die Abkehr vom Nichtrealen. Bern; Münch., 1966; Philosophische Untersuchungen zu Ra­um, Zeit und Kontinuum. Hamb., 1976; Из­бран­ные ра­бо­ты. М., 1996; О мно­го­знач­но­сти су­ще­го по Ари­сто­те­лю // Бо­го­сло­вие. Фи­ло­со­фия. Куль­ту­ро­ло­гия. СПб., 1997; О про­ис­хо­ж­де­нии нрав­ст­вен­но­го по­зна­ния. СПб., 2000.

Лит.: Kastil A. Die Philosophie F. Brentanos: Eine Einführung in seine Lehre. Bern, 1951; The Philosophy of Brentano / Ed. by L. L. McAlister. N. Y., 1977; Твар­дов­ский К. Ф. Брен­та­но и ис­то­рия фи­ло­со­фии // Твар­дов­ский К. Ло­ги­ко-фи­ло­соф­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. М., 1997.

Вернуться к началу