Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРА́ДВАРДИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 120-121

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Шишков

БРА́ДВАРДИ́Н (Bradwardinus, Brad­war­dine) Фо­ма (ок. 1290, Чи­че­стер, граф­ст­во Сус­секс – 26.8.1349, Лам­бет, Лон­дон), англ. бо­гослов, фи­ло­соф, ма­те­ма­тик и ес­те­ст­во­ис­пы­та­тель; «глу­бо­ко­муд­рый док­тор» (doctor profundus). Прок­тор Мер­тон-кол­лед­жа в Окс­фор­де (с 1325). Канц­лер со­бо­ра Св. Пав­ла в Лон­до­не (с 1337), ка­пел­лан Эду­ар­да III (с 1338/39), со­про­во­ж­дав­ший его в по­хо­де во Фран­цию в на­ча­ле Сто­лет­ней вой­ны и вы­пол­няв­ший так­же функ­ции пар­ла­мен­тё­ра к ко­ро­лю Фи­лип­пу VI. Ар­хи­епи­скоп Кен­тер­бе­рий­ский (1349).

В трак­та­те «О бо­же­ст­вен­ном при­чи­не­нии про­тив Пе­ла­гия» («De causa Dei contra Pelagium», 1344, из­дан в 1618) Б. в по­ле­ми­ке с «но­вы­ми пе­ла­гиа­на­ми» от­стаи­ва­ет при­мат Бо­же­ст­вен­ной во­ли над че­ло­ве­че­ской: Бог как пер­во­при­чи­на дей­ст­ву­ет без по­сред­ст­ва че­го-ли­бо со­тво­рён­но­го, ни­ка­кой акт че­ло­ве­че­ской во­ли не­воз­мо­жен без пред­ва­рит. во­ле­ния его Бо­гом; Бог не толь­ко пред­ви­дит, но не­по­сред­ст­вен­но во­лит так­же и все бу­ду­щие со­бы­тия, из­веч­но пред­опре­де­лён­ные в Его уме. Эта ар­гу­мен­та­ция Б. бы­ла раз­ви­та Гри­го­ри­ем из Ри­ми­ни и ока­за­ла силь­ней­шее влия­ние на Дж. Уик­ли­фа.

В трак­та­те «О кон­ти­нуу­ме» («De continuo», 1328–35) Б. от­ри­ца­ет ак­ту­аль­ную раз­де­лён­ность су­ще­го на мно­же­ст­во не­де­ли­мых: кон­ти­ну­ум со­сто­ит из по­тен­ци­аль­но бес­ко­неч­ных кон­ти­нуу­мов то­го же ви­да. В «Трак­та­те о про­пор­ци­ях, или О про­пор­ци­ях ско­ро­стей при дви­же­нии» («Tractatus de pro­por­tioni­bus seu de proportionalitate velo­citatum in motibus», 1328, из­дан в 1495; англ. пер. 1955) Б. вслед за Ро­бер­том Грос­се­те­стом стре­мит­ся дать ма­те­ма­тич. опи­са­ние дви­же­ний тел, вво­дя при этом но­вое по­ня­тие ско­ро­сти: она трак­ту­ет­ся как при­су­щее дви­жу­ще­му­ся те­лу осо­бое ка­че­ст­во дви­же­ния (qualitas mo­tus), об­ла­даю­щее оп­ре­де­лён­ной ин­тен­сив­но­стью (intensio motus). Б. фор­му­ли­ру­ет за­кон, со­глас­но ко­то­ро­му из­ме­не­ние ско­ро­сти дви­жу­ще­го­ся те­ла про­пор­цио­наль­но из­ме­не­нию от­но­ше­ния ме­ж­ду дви­жущей си­лой и со­про­тив­ле­ни­ем. Рас­смат­ри­вая вра­ще­ние не­бес­ных сфер, Б. оп­ре­де­лил их ско­рость как со­из­ме­ри­мую со ско­ро­стью эк­ва­то­ри­аль­ной точ­ки, чем за­ло­жил ос­но­ва­ние для вы­де­ления еди­ной ме­ры кру­го­во­го и пря­мо­ли­ней­но­го дви­же­ний. Трак­тат Б. ока­зал силь­ное влия­ние на пред­ста­ви­те­лей окс­форд­ской шко­лы и Ни­ко­лая Оре­ма.

Лит.: Hahn S. Th. Bradwardinus und seine Lehre von der menschlichen Willensfreiheit. Münster, 1905; Leff G. Bradwardine and the Pelagians. A study of his «De causa Dei» and its opponents. Camb., 1957; Oberman H. A. Archbishop Th. Bradwardine, a fourteenth cen­tury Augustinian. Utrecht, 1958; Зу­бов В. П. Трак­тат Брад­вар­ди­на «О кон­ти­нуу­ме» // Орем H. О со­из­ме­ри­мо­сти или не­со­из­ме­ри­мо­сти дви­же­ний не­ба. М., 2004.

Вернуться к началу