Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЛАВА́ТСКАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 571-572

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Казачков

БЛАВА́ТСКАЯ Еле­на Пет­ров­на [31.8(12.9).1831, Ека­те­ри­но­слав – 8.5.1891, Лон­дон], рус. мис­тик, пи­са­тель­ни­ца, ос­но­во­по­лож­ни­ца совр. тео­со­фии. Дочь офи­це­ра П. А. Га­на и бел­лет­ри­ст­ки Е. А. Ган, вос­пи­ты­ва­лась в се­мье де­да, са­ра­тов­ско­го гу­бер­на­то­ра А. М. Фа­де­ева. В 1849 вы­шла за­муж за эри­ван­ско­го ви­це-гу­бер­на­то­ра Н. В. Бла­ват­ско­го, вско­ре рас­ста­лась с ним и в по­ис­ках тай­но­го зна­ния не­офи­ци­аль­но по­ки­ну­ла Рос­сию. Мно­го пу­те­ше­ст­во­ва­ла (где имен­но, ос­та­ёт­ся спор­ным; Б. ут­вер­жда­ла, что бы­ла в Ти­бе­те), жи­ла в Каи­ре, в 1851 в Лон­до­не встре­ти­ла сво­его пер­во­го на­став­ни­ка в ок­куль­тиз­ме (пред­по­ло­жи­тель­но Д. Ма­дзи­ни). В 1858 вер­ну­лась в Рос­сию. До кон. 1860-х гг. – в Юж. и Вост. Ев­ро­пе; уча­ст­ни­ца бит­вы при Мен­та­не на сто­ро­не га­ри­баль­дий­цев. По­сле обу­че­ния в нач. 1870-х гг. в Егип­те у копт­ско­го каб­ба­ли­ста П. Ме­та­мо­на («учи­тель Се­ра­пис») в 1873 уез­жа­ет в Па­риж, за­тем в США, где вме­сте с полк. Г. С. Ол­кот­том ос­но­вы­ва­ет в Нью-Йор­ке Тео­соф­ское об­ще­ст­во (1875), пер­во­на­чаль­но как «тай­ное об­ще­ст­во, по­доб­ное ро­зен­крей­цер­ской ло­же». Позд­нее оно ста­ло пуб­лич­ным, про­воз­гла­сив свои­ми це­ля­ми: «1. Все­об­щее брат­ст­во. 2. Чле­ны не долж­ны про­во­дить раз­ли­чия в от­но­ше­нии ра­сы, ве­ры или со­сло­вия… 3. Изу­че­ние фи­ло­со­фии Вос­то­ка, глав­ным об­ра­зом Ин­дии… 4. Про­ти­во­дей­ст­во­вать ма­те­риа­лиз­му и бо­го­слов­ско­му дог­ма­тиз­му все­ми воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми, де­мон­ст­ри­руя су­ще­ст­во­ва­ние скры­тых, не­ве­до­мых нау­ке, сил в при­ро­де, на­ли­чие пси­хи­ч. и ду­хов­ной си­лы в че­ло­ве­ке…» (Blavatsky H. P. Collected writings. S. l., 1975. Vol. 7. P. 145). Пе­ча­та­ет ста­тьи с кри­ти­кой спи­ри­тиз­ма, ре­лиг.-фи­лос. трак­тат «Иси­да без по­кры­ва­ла» («Isis unveiled», 1877), где ис­тол­ко­вы­ва­ет эзо­те­рич. уче­ния древ­но­сти и Сред­не­ве­ко­вья, ис­хо­дя из соб­ст­вен­но­го мис­тич. опы­та. За рас­кры­тие «тай­но­го зна­ния» под­вер­га­ет­ся го­не­ни­ям со сто­ро­ны амер. Лук­сор­ско­го гер­ме­тич. брат­ст­ва (1878). В 1879–85 в Ин­дии, вы­сту­па­ет пред­ста­ви­те­лем не­кое­го ре­лиг.-ре­фор­ма­тор­ско­го брат­ст­ва «ги­ма­лай­ских ма­хатм» (гл. обр. «учи­те­ля Кут­ху­ми»). В по­сле­дую­щие го­ды соз­да­ёт в Ев­ро­пе ряд со­чи­не­ний на франц. и англ. язы­ках, в т. ч. «Тай­ную док­три­ну» («The secret doctrine», 1888, рус. пер. – т. 1–2, 1937; 1991–92) – из­ло­же­ние эзо­те­рич. кос­мо- и ан­тро­по­ге­не­за, вдох­нов­лён­ное «ма­хат­мой Мо­рья».

Уче­ние Б. скла­ды­ва­ет­ся из двух по­ляр­ных по ми­ро­вос­прия­тию кон­цеп­ций. Со­глас­но пер­вой из них, по­стро­ен­ной в ду­хе гер­ме­тиз­ма и гно­сти­циз­ма, троя­кая струк­ту­ра мак­ро­кос­ма (сфе­ра не­бес­ных ду­хов, ви­ди­мая ве­ще­ст­вен­ная при­ро­да и скры­тые в не­драх Зем­ли не­ма­те­ри­аль­ные си­лы пре­ис­под­ней) от­ра­же­на в тройств. су­ще­ст­ве че­ло­ве­ка – его те­лес­ная обо­лоч­ка под­дер­жи­ва­ет ди­на­мич. рав­но­ве­сие ме­ж­ду осе­няю­щим че­ло­ве­ка веч­ным «све­то­зар­ным» ду­хом и его низ­шей, стра­ст­ной при­ро­дой (смерт­ная ду­ша, или ас­т­раль­ное те­ло); мир воз­ник пу­тём нис­хо­дя­щей эма­на­ции бо­же­ст­вен­но­го све­та по сту­пе­ням се­фи­рот каб­ба­лы, ко­то­рые од­но­вре­мен­но слу­жат сту­пе­ня­ми воз­вра­ще­ния ду­ши к Бо­гу (не­про­яв­лен­но­му Аб­со­лю­ту) и вос­хо­ж­де­ния к бес­смер­тию, ис­клю­чаю­ще­го ре­ин­кар­на­цию.

На­про­тив, в позд­ней­шей кон­цеп­ции ми­ро­во­го про­цес­са – эк­лек­тич. со­че­та­нии древ­не­ин­дий­ско­го умо­зре­ния и ес­теств.-на­уч. пред­став­ле­ний 19 в. – со­дер­жит­ся тео­рия ре­ин­кар­на­ции и кар­мы, ко­то­рая при­ме­ня­ет­ся к судь­бам отд. че­ло­ве­ка, на­ро­дов и да­же все­лен­ной. Как не­бес­ный про­лог че­ло­ве­че­ской эво­лю­ции, так и зем­ная её часть под­чиня­ют­ся за­ко­ну се­ме­рич­но­сти: эво­лю­ция ми­ра («но­чи и дни Брах­мы») по­сле­до­ва­тель­но про­те­ка­ет на 7 пла­не­тах, ис­то­рия – на 7 кон­ти­нен­тах, на ка­ж­дом из ко­то­рых раз­ви­ва­ют­ся 7 «рас»; че­ло­век со­сто­ит из 7 на­чал, обо­зна­чае­мых санскр. тер­ми­на­ми: фи­зич. те­ло (ру­па), жиз­нен­ное те­ло (пра­на), ас­т­раль­ное те­ло (лин­га­ша­ри­ра), стра­ст­ная ду­ша (ка­ма­ру­па), ум (ма­нас), ду­хов­ная мо­на­да (будд­хи) и аб­со­лют­ный дух (ат­ман).

Соз­дан­ная Б. сис­те­ма пре­тен­до­ва­ла на рас­кры­тие тай­но­го смыс­ла всех ре­ли­гий и ок­культ­ных док­трин и ре­кон­ст­рук­цию еди­ной «пер­во­здан­ной ре­ли­гии пре­муд­ро­сти», или тео­со­фии, ко­то­рая, по Б., бы­ла от­кры­та лю­дям бо­га­ми на за­ре дет­ст­ва че­ло­ве­че­ско­го ро­да и хра­нит­ся в «ми­ро­вом ра­зу­ме», ру­ко­во­дя­щем ду­ха­ми эпох (пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ны­ми у Б. в сим­во­лич. об­раз­ах «учи­те­лей», со­став­ляю­щих «Ве­ли­кую бе­лую ло­жу адеп­тов»).

Как ли­те­ра­тор пуб­ли­ко­ва­ла пу­те­вые очер­ки и мис­тич. про­зу в рус­ских (псевд. Рад­да Бай) и в за­ру­беж­ных (под разл. псев­до­ни­ма­ми) жур­на­лах.

Соч.: Collected writings. S. l., 1950–1991. Vol. 1–16; Из пе­щер и деб­рей Ин­до­ста­на. М., 1994; Тео­соф­ский сло­варь. М., 1994; Пись­ма. М., 1995; Пись­ма А. П. Син­нет­ту. М., 1997; Ин­ст­рук­ции для уче­ни­ков Внут­рен­ней Груп­пы. М., 2000; Ключ к тео­со­фии. 3-е изд. М., 2002; Ра­зо­бла­чен­ная Изи­да. 3-е изд. М., 2004. Т. 1–2.

Лит.: Steiner R. Die okkulte Bewegung im neunzehnten Jahrhundert und ihre Beziehung zur Weltkultur. Dornach, 1986; Harrison C. G. The transcendental universe. L., 1993; Johnson KP. The masters revealed: Madame Bla­vatsky and the myth of the Great White Lodge. Albany, 1994; Крэн­стон С. Е. П. Бла­ват­ская: Жизнь и твор­че­ст­во ос­но­ва­тель­ни­цы со­вре­мен­но­го тео­соф­ско­го дви­же­ния. 2-е изд. Ри­га; М., 1999. См. так­же лит. при ст. Тео­со­фия.

Вернуться к началу