БЛЮ́МЕНБЕРГ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЛЮ́МЕНБЕРГ (Blumenberg) Ханс (13.7.1920, Любек – 28.3.1996, Альтенберге), нем. философ. Изучал философию, германистику и классич. филологию в Падерборне, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге и Киле (1939–47). Проф. ун-тов Гамбурга (1958–60), Гисена (1960–65), Бохума (1965–70) и Мюнстера (1970–85). Филос. проект Б., называемый им «метафорология», исходит из того, что мышление развёртывается не столько в понятиях, сколько в образах [«Парадигмы метафорологии» («Paradigmen zu einer Metaphorologie», 1960)]. Осмысленное представление о мире как связном целом достигается прежде всего благодаря метафорам, так что исследование истории мышления вообще и истории философии в частности предстаёт у Б. как изучение базовых для той или иной эпохи метафор. Последние никоим образом не являются предварит. ступенью к понятию, как полагают последователи гегелевской и кантианской традиций. В соч. «Легитимность нового времени» («Legitimität der Neuzeit», 1966) Б. выступает против рассмотрения Нового времени сквозь призму теории секуляризации. Новоевропейское сознание рождается из тех же «смысловых ожиданий», что и предшествовавшие ему эпохи; его радикализм в противопоставлении «просвещения» невежеству коренится в неспособности утвердить себя иначе как через отвержение претензий теологии на универсальность. Рациональность человеческого жизнеустроения никогда не бывает полной: никакое просвещение не в силах упразднить миф. Неустранимость мифологич. элементов из мышления демонстрируется в «Работе над мифом» («Arbeit am Mythos», 1979) и др. многочисл. его работах [«Генезис коперниковского мира» («Die Genesis der Kopernikanischen Welt», 1975), «Читаемость мира» («Die Lesbarkeit der Welt», 1979), «Действительности, в которых мы живём» («Wirklichkeiten in denen wir leben», 1981), «Время жизни и время мира» («Lebenszeit und Weltzeit», 1986)]. «Миф» всегда сопутствует «логосу», в силу чего разум (логос) следует предупреждать от впадения в самонадеянность. В то же время Б. не считает возможным возвращение к мифу («ремифологизацию» мира).