БИБИ́ХИН
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БИБИ́ХИН Владимир Вениаминович (29.8.1938, Бежецк – 12.12.2004, Москва), рус. философ и филолог. Окончил (1967) переводческое отделение Московского гос. педагогич. ин-та иностранных языков (ныне Московский гос. лингвистич. ун-т). С 1970 был личным секретарём А. Ф. Лосева. С 1972 работал в секторе информации Ин-та философии АН СССР (ныне ИФ РАН), подготовил многочисл. научно-аналитич. обзоры европейской и американской филос. литературы. С 1989 по 2002 прочитал ок. 20 курсов на филос. ф-те МГУ, ряд из них был переработан и опубликован в виде книг. Автор работ, посвящённых античным, ср.-век., ренессансным философам и богословам, зап.-европ. и рус. мыслителям 19–20 вв., а также комментированных переводов с др.-греч. (Макарий Египетский; «Триады в защиту священно-безмолствующих» Григория Паламы), лат. (Боэций Дакийский; Николай Кузанский, в т. ч. «Об учёном незнании»; Ф. Петрарка), нем. (М. Хайдеггер, в т. ч. «Бытие и время»; Л. Витгенштейн, Х. Арендт, В. Гейзенберг, В. Дильтей, Х. Г. Гадамер), франц. («Позиции» Ж. Деррида) языков. Малая Букеровская пр. за кн. «Новый Ренессанс» (1999).
Философия Б. проникнута интересом к онтологич. проблематике слова и языка (дис. «Семантические потенции языкового знака», 1977), понимаемого как пространство историч. бытия человека; в слове говорит о себе «событие мира». Мысль Б. питается прежде всего из двух источников – рус. философии, с её ключевыми вопросами об отношении религии и философии, России и Европы, и философии М. Хайдеггера, в духе которой Б. понимает человеческое существо как «чистое присутствие» и «принимающее понимание», открытое миру и узнающее себя в нём. Философия предстаёт как подлинный способ бытия человека, противоположный претендующим на глобальность и разрушительным по своему характеру идеологии и «наукотехнике», она всегда начинается с удивления и предполагает осмысливающее «оберегание бытия».