Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БИБИ́ХИН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 451-452

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Михайловский

БИБИ́ХИН Вла­ди­мир Ве­ниа­ми­но­вич (29.8.1938, Бе­жецк – 12.12.2004, Мо­ск­ва), рус. фи­ло­соф и фи­ло­лог. Окон­чил (1967) пе­ре­во­дче­ское от­де­ле­ние Мо­с­ков­ско­го гос. пе­да­го­гич. ин-та ино­стран­ных язы­ков (ны­не Мо­с­ков­ский гос. лин­гвис­тич. ун-т). С 1970 был лич­ным сек­ре­та­рём А. Ф. Ло­се­ва. С 1972 ра­бо­тал в сек­то­ре ин­фор­ма­ции Ин-та фи­ло­со­фии АН СССР (ны­не ИФ РАН), под­го­то­вил мно­го­числ. на­уч­но-ана­ли­тич. об­зо­ры ев­ро­пей­ской и аме­ри­кан­ской фи­лос. ли­те­ра­туры. С 1989 по 2002 про­чи­тал ок. 20 кур­сов на фи­лос. ф-те МГУ, ряд из них был пе­ре­ра­бо­тан и опуб­ли­ко­ван в ви­де книг. Ав­тор ра­бот, по­свя­щён­ных ан­тич­ным, ср.-век., ре­нес­санс­ным фи­ло­со­фам и бо­го­сло­вам, зап.-ев­роп. и рус. мыс­лите­лям 19–20 вв., а так­же ком­мен­ти­рован­ных пе­ре­во­дов с др.-греч. (Ма­карий Еги­пет­ский; «Триа­ды в за­щи­ту свя­щенно-без­мол­ст­вую­щих» Гри­го­рия Па­ла­мы), лат. (Бо­эций Да­кий­ский; Ни­ко­лай Ку­зан­ский, в т. ч. «Об учё­ном не­зна­нии»; Ф. Пет­рар­ка), нем. (М. Хай­дег­гер, в т. ч. «Бы­тие и вре­мя»; Л. Вит­генштейн, Х. Арендт, В. Гей­зен­берг, В. Диль­тей, Х. Г. Га­да­мер), франц. («По­зи­ции» Ж. Дер­ри­да) язы­ков. Ма­лая Бу­ке­ров­ская пр. за кн. «Но­вый Ре­нес­санс» (1999).

Фи­ло­со­фия Б. про­ник­ну­та ин­те­ре­сом к он­то­ло­гич. про­бле­ма­ти­ке сло­ва и язы­ка (дис. «Се­ман­ти­че­ские по­тен­ции язы­ко­во­го зна­ка», 1977), по­ни­мае­мо­го как про­стран­ст­во ис­то­рич. бы­тия че­ло­ве­ка; в сло­ве го­во­рит о се­бе «со­бы­тие ми­ра». Мысль Б. пи­та­ет­ся пре­ж­де все­го из двух ис­точ­ни­ков – рус. фи­ло­со­фии, с её клю­че­вы­ми во­про­са­ми об от­но­ше­нии ре­ли­гии и фи­ло­со­фии, Рос­сии и Ев­ро­пы, и фи­ло­со­фии М. Хай­дег­ге­ра, в ду­хе ко­то­рой Б. по­ни­ма­ет че­ло­ве­че­ское су­ще­ст­во как «чис­тое при­сут­ст­вие» и «при­ни­маю­щее по­ни­ма­ние», от­кры­тое ми­ру и уз­наю­щее се­бя в нём. Фи­ло­со­фия пред­ста­ёт как под­лин­ный спо­соб бы­тия че­ло­ве­ка, про­ти­во­по­лож­ный пре­тен­дую­щим на гло­баль­ность и раз­ру­ши­тель­ным по сво­ему ха­рак­те­ру идео­логии и «нау­ко­тех­ни­ке», она все­гда на­чи­на­ет­ся с удив­ле­ния и пред­по­ла­га­ет ос­мыс­ли­ваю­щее «обе­ре­га­ние бы­тия».

Соч.: Мир. Томск, 1995; Уз­най се­бя. СПб., 1998; Сло­во и со­бы­тие. М., 2001; Язык фи­ло­со­фии. 2-е изд. М., 2002; Дру­гое на­ча­ло. СПб., 2003; А. Ф. Ло­сев; С. С. Аве­рин­цев. М., 2004; Вит­ген­штейн: сме­на ас­пек­та. М., 2005; Чте­ние фи­ло­со­фии; Энер­гия; По­след­ние се­ми­на­ры // Точ­ки. 2005. № 1/2. С. 26–212.

Лит.: Ми­хай­лов­ский А., Аху­тин А., Хо­ру­жий С. Па­мя­ти В. В. Би­би­хи­на // Точ­ки. 2005. № 1/2. С. 7–25.

Вернуться к началу