БЕ́РЛИН
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕ́РЛИН (Berlin) Исайя (Исайя Менделевич) (6.6.1909, Рига – 5.11.1997, Оксфорд), брит. философ, теоретик либерализма. В 1921 вместе с семьёй эмигрировал в Великобританию. Окончил Оксфордский ун-т, в котором преподавал с 1932, проф. с 1957, организатор и президент колледжа Вольфсона в 1966–75. Президент Брит. АН (1974–78). В 1942–1946 сотрудник брит. МИД, с сент. 1945 неск. месяцев служил в посольстве Великобритании в Москве, познакомился с А. А. Ахматовой и Б. Л. Пастернаком, о которых оставил воспоминания. Большинство публикаций Б. – многочисл. очерки и тексты лекций, посвящённые истории рус. интеллигенции, биографии К. Маркса, истории Просвещения, философии истории, роли личности и идей в историч. процессе и др. Наибольшую известность получила его концепция свободы. Б. проводит различие между «негативной» и «позитивной» свободой: первая – имеющаяся у индивида свобода распоряжаться собств. жизнью при невмешательстве др. субъектов (личностей или групп личностей), «свобода от»; вторая – свобода осуществлять собств. выбор, поставленные себе задачи и цели («свобода для»), свобода «самоуправления» (self-rule), которая, однако, часто извращалась в истории в силу отождествления её с подчинением коллективной «общей воле» (Ж. Ж. Руссо), всеобщему «разуму», «истинному» интересу, формулируемому к.-л. социальной группой или государством, и т. п. Отстаивая плюрализм ценностей, которые часто оказываются несовместимыми друг с другом (свобода и равенство, справедливость и милосердие, долг и любовь и т. п.), Б. подчёркивает уникальность каждой из них, их несопоставимость и невозможность приведения их к к.-л. высшему «гармоническому» единству. Конфликт ценностей составляет сущностный и неустранимый элемент человеческой жизни, так что выбор в конкретной ситуации одной из них может осуществляться только за счёт другой. Общество же должно лишь поддерживать то «неустойчивое равновесие, которое предотвращает возникновение отчаянных ситуаций или неприемлемого выбора» («Философия свободы. Европа», 2001, с. 24).