Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАШЛЯ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 147

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. А. Старостин

БАШЛЯ́Р (Bachelard) Гас­тон (27.6.1884, Бар-сюр-Об – 16.10.1962, Па­риж), фран­цузский фи­ло­соф, один из ос­но­ва­те­лей не­ора­цио­на­лиз­ма. До 30 лет был поч­то­вым слу­жа­щим и те­ле­гра­фи­стом в Бар-сюр-Об, всю 1-ю ми­ро­вую вой­ну про­шёл в ка­че­ст­ве пе­хо­тин­ца. В 1919–30 пре­по­да­вал фи­зи­ку и хи­мию в кол­ле­же Бар-сюр-Об. Проф. фи­ло­со­фии в ун-те Ди­жо­на (1930–40), проф. ис­то­рии и фи­ло­со­фии нау­ки в Сор­бон­не (1940–54).

Пер­вые ра­бо­ты Б., в т. ч. «Но­вый на­уч­ный дух» («Le nouvel esprit scienti­fique», 1934) и «Фи­ло­со­фия от­ри­ца­ния» («La philosophie du non», 1940), пред­став­ля­ли со­бой по­пыт­ку по­стро­ить фи­ло­со­фию нау­ки в ви­де «от­кры­той» дис­ци­п­ли­ны (т. е. все­гда со­мне­ваю­щей­ся в сво­их ос­но­ва­ни­ях и ме­няю­щей­ся со сво­им объ­ек­том). Этот объ­ект как «со­во­куп­ная мысль всех учё­ных, во­пло­щён­ная в их тво­ре­ни­ях», есть при­су­щий ка­ж­дой эпо­хе «на­уч­ный дух». Ис­ход­ны­ми пунк­та­ми для кон­цеп­ции Б. по­слу­жи­ли де­кар­тов­ский прин­цип уни­вер­саль­но­го со­мне­ния, идея пре­рыв­но­сти раз­ви­тия нау­ки (т. е. пе­ре­смот­ра но­вой тео­ри­ей то­го, что бы­ло са­мо­оче­вид­но для ста­рой: напр., гео­мет­ри­ей Ло­ба­чев­ско­го – свойств па­рал­лель­ных ли­ний, тео­ри­ей от­но­си­тель­но­сти – по­ня­тия об од­но­вре­мен­но­сти) и те­зис о том, что на соз­да­ние но­вой тео­рии все­гда влия­ют пред­ше­ст­вую­щие, в т. ч. до­на­уч­ные, мыс­лит. кон­ст­рук­ции. Как при­бо­ры, так и аб­ст­ракт­ные ме­то­ды ме­ня­ют нау­ку и её кар­ти­ну ми­ра: так, соз­да­ние мик­ро­ско­па спо­соб­ст­во­ва­ло воз­ник­но­ве­нию мик­ро­био­ло­гии, а тен­зор­ное ис­чис­ле­ние по­ро­ди­ло совр. фи­зи­ку.

С кон. 1930-х гг. центр. те­мой твор­чест­ва Б. ста­но­вит­ся про­бле­ма во­об­ра­же­ния, его древ­ней­ших ар­хе­ти­пов и пре­ж­де все­го об­ра­зов сти­хий: во­ды, ог­ня, воз­ду­ха, зем­ли. В ря­де мо­но­гра­фий Б. раз­ра­ба­ты­ва­ет свое­об­раз­ный ва­ри­ант пси­хо­ана­ли­за, со­еди­няю­щий ис­сле­до­ва­ние пси­хо­ло­гич. со­стоя­ний субъ­ек­та с изу­че­ни­ем об­ра­зов в пред­мет­ном ми­ре, на ко­то­рые про­еци­ру­ют­ся эти со­стоя­ния: так, огонь об­ла­да­ет «муж­ски­ми свой­ст­ва­ми» (ак­тив­но­стью, аг­рес­сив­но­стью, творч. на­ча­лом), но вме­сте с тем мо­жет быть «чис­тым» и «не­чис­тым», мо­жет «пи­тать­ся», са­мо­про­из­воль­но воз­ни­кать и уга­сать и т. п. («Пси­хо­ана­лиз ог­ня» – «Psychoanalyse du feu», 1938, рус. пер. 1993); во­да мо­жет об­ла­дать «ма­те­рин­ски­ми» свой­ст­ва­ми, а так­же быть «спя­щей», «мёрт­вой» и т. д. («Во­да и грё­зы» – «L’eau et les rêves», 1942, рус. пер. 1998); воз­дух Б. свя­зы­ва­ет со «сти­хи­ей» снов («Воз­дух и сны» – «L’air et les songes», 1943), а зем­лю – с «грё­за­ми о во­ле» и «грё­за­ми о по­кое». С сер. 1950-х гг. на пер­вый план у Б. вы­сту­па­ет фе­но­ме­но­ло­гия, в кон­текст ко­то­рой он вклю­ча­ет ли­те­ра­ту­ру и жи­во­пись, по­сколь­ку по­эт и ху­дож­ник «яв­ля­ют­ся при­ро­ж­дён­ны­ми фе­но­ме­но­ло­га­ми» («По­эти­ка меч­ты» – «La poé­tique de la rêverie», 1960). В «По­эти­ке про­стран­ст­ва» («La poé tique de l’espace», 1957, рус. пер. 2004) вос­при­ятие про­стран­ст­ва кон­кре­ти­зиру­ет­ся че­рез вос­при­ятие «до­ма», ко­то­рый в свою оче­редь мыс­лит­ся как про­дол­же­ние и за­вер­ше­ние функ­ций ра­ко­ви­ны, гнез­да и т. д. Идеа­лом фи­ло­со­фии ста­но­вит­ся «кон­крет­ная ме­та­фи­зи­ка», ко­то­рая мо­жет дать сво­его ро­да эн­цик­ло­пе­дию ар­хе­ти­пов – «об­ра­зов мно­го­ли­ких, из­мен­чи­вых и всё же го­во­ря­щих о по­сто­ян­ст­ве бы­тия».

Идеи Б. ока­за­ли зна­чит. влия­ние на совр. фи­ло­со­фию нау­ки и куль­ту­ро­ло­гию, яви­лись од­ним из ис­точ­ни­ков кон­цеп­ции на­уч. ре­во­лю­ций Т. Ку­на; в эс­те­ти­ке и тео­рии ли­те­ра­ту­ры влия­ние Б. ис­пы­та­ли Р. Барт, Ж. Пу­ле, Ж. Ста­ро­бин­ски, И. Фрай. Ос­но­ван­ные на его ме­то­дах «Цен­тры по ис­сле­до­ва­нию во­об­ра­же­ния» су­ще­ст­ву­ют во Фран­ции, Бель­гии, Ка­на­де, Из­раи­ле, Поль­ше и др. стра­нах.

Соч.: Но­вый ра­цио­на­лизм. М., 1987; Гре­зы о воз­ду­хе. Опыт о во­об­ра­же­нии дви­же­ния. М., 1999; Из­бран­ное. На­уч­ный ра­цио­на­лизм. М.; СПб., 2000; Зем­ля и гре­зы во­ли. М., 2000; Зем­ля и гре­зы о по­кое. М., 2001; Из­бран­ное. По­эти­ка про­стран­ст­ва. М., 2004.

Лит.: Pire F. De l’imagination poétique dans l’oeuvre de G. Bachelard. P., 1967; Tiles M. Bachelard. Science and objectivity. Camb., 1984; Виз­гин ВП. Эпи­сте­мо­ло­гия Г. Баш­ля­ра и ис­то­рия нау­ки. М., 1996.

Вернуться к началу