Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАЛЬТАЗА́Р

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 732-733

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Попов
Архив «Православной энциклопедии»

БАЛЬТАЗА́Р (Balthasar) Ханс Урс фон (12.8.1905, Лю­церн – 26.6.1988, Ба­зель), швейц. ка­то­ли­че­ский бо­го­слов. Учил­ся в уни­вер­си­те­тах Ве­ны, Бер­ли­на и Цю­ри­ха. Ито­гом его пер­во­на­чаль­ных за­ня­тий гер­ма­ни­сти­кой яви­лось соч. «Апо­ка­лип­сис не­мец­кой ду­ши» («Apo­ka­lyp­se der deuts­chen Seele», Bd 1–3, 1937–39), рас­кры­ваю­щее в све­те хри­сти­ан­ско­го ми­ро­по­ни­ма­ния «про­ме­те­ев­ский» и «дио­нисийский» эс­ха­тологич. го­ри­зонт нем. ли­те­ра­ту­ры и фи­ло­со­фии «от Лес­син­га до на­ших дней». Свя­щен­ник (с 1936). С 1940 ду­хов­ник Ад­ри­енн фон Шпайр, в те­че­ние мно­гих лет за­пи­сы­вал её ви­дения; своё по­сле­дую­щее твор­че­ст­во он рас­смат­ри­вал как «бо­го­слов­скую транс­крип­цию» её мис­тич. опы­та. Ие­зу­ит с 1929, в 1950 вы­шел из ор­де­на, что­бы в ка­че­ст­ве сво­бод­но­го пи­са­те­ля осу­ще­ст­в­лять ду­хов­ное ру­ко­во­дство ос­но­ван­ной в 1944 им и А. фон Шпайр се­ку­лярной «Об­щи­ной Ио­ан­на [Бо­го­сло­ва]» («Johannisgemeinschaft»). Сре­до­то­чи­ем сво­ей дея­тель­но­сти Б. счи­тал «тру­ды по об­нов­ле­нию Церк­ви че­рез соз­да­ние но­вых об­щин, в ко­то­рых стро­гая хри­сти­ан­ская жизнь по еван­гель­ским за­по­ве­дям со­чета­ет­ся с пре­бы­ва­ни­ем в ми­ру» (сб. «Mein Werk – Durchblicke», Einsiedeln, 1990, S. 76).

Мно­го­числ. тру­ды Б. (ок. 80 книг и св. 500 ста­тей), по­свя­щён­ные, в ча­ст­но­сти, ис­тол­ко­ва­нию пат­ри­стич. на­сле­дия (мо­но­гра­фии об Ори­ге­не, Гри­го­рии Нис­ском, Мак­си­ме Ис­по­вед­ни­ке и др.) и со­вре­мен­ных ему бо­го­слов­ских и фи­ло­соф­ских кон­цеп­ций (ра­бо­ты о К. Бар­те, М. Бу­бе­ре, Р. Гвар­ди­ни, А. де Лю­ба­ке, Р. Шнай­де­ре и др.) и за­вер­шаю­щие­ся фун­дам. три­ло­ги­ей (в 16 то­мах) «Сия­ние сла­вы. Бо­го­слов­ская эс­те­ти­ка» («Herrlichkeit. Eine theologische Ästhe­tik», Bd 1–7, 1961–69), «Бо­же­ст­вен­ная дра­ма» («Theodramatik», Bd 1–5, 1973–1983) и «Бо­же­ст­вен­ная ло­ги­ка» («Theo­logik», Bd 1–3, 1985–87), про­ник­ну­ты стрем­ле­ни­ем по­ка­зать уни­вер­саль­ный ха­рак­тер («ка­фо­лич­ность») хри­сти­ан­ской ве­ры и биб­лей­ско­го От­кро­ве­ния. Это стрем­ле­ние со­че­та­ет­ся с прин­ци­пи­аль­но ан­ти­сис­те­ма­тич. ус­та­нов­кой его бо­го­слов­ст­во­ва­ния («Бог оби­та­ет в све­те не­при­ступ­ном», и хо­тя «цен­траль­ный свет су­ще­ст­ву­ет, но зри­мы лишь раз­лич­ные его из­лу­че­ния» – «Skizzen zur Theologie». Bd 4: «Pneuma und Institution». Einsie­deln, 1974, S. 9). В цен­тре свое­об­раз­ной бо­го­слов­ской фе­но­ме­но­ло­гии Б. – Хри­стос как ключ к по­ни­манию бы­тия, ис­то­рии и че­ло­ве­ка, как уни­вер­саль­ная кон­крет­ная ана­ло­гия су­ще­го (Б. в про­цес­се мно­го­лет­ней дис­кус­сии с К. Бар­том раз­ви­ва­ет кон­цеп­цию Э. Пши­ва­ры), как сре­до­то­чие пу­тей Божь­их в ми­ре, как ме­ра пре­дель­ной бли­зо­сти (еди­но­су­щия) с Бо­гом и пре­дель­ной бо­го­ос­тав­лен­но­сти че­ло­ве­ка на кре­сте; го­во­ря язы­ком М. Хай­дег­ге­ра, в ли­це Хри­ста «бы­тие в его здесь-бы­тии (Dasein) од­на­ж­ды (и на­все­гда!) бы­ло во­про­ше­но в его глу­би­не» («Mein Werk–Durch­blicke», S. 20). В ли­це Хри­ста со­еди­ня­ют­ся лю­бовь че­ло­ве­че­ская и Бо­же­ст­вен­ная – вос­хо­дя­щий к Бо­гу че­ло­ве­че­ский эрос и нис­хо­дя­щая к тво­ре­нию в ак­те ке­но­си­са, в об­ли­ке уни­жен­но­го и рас­пя­то­го Хри­ста (вслед за Иг­на­ти­ем Ан­ти­охий­ским Б. го­во­рит о «рас­пя­том эро­се») Бо­же­ст­вен­ная лю­бовь-ага­пе [«До­с­той­на ве­ры лишь лю­бовь» («Glaubhaft ist nur die Liebe», 1963; рус. пер. 1997)]. Яв­лен­ная во Хри­сте пол­но­та От­кро­ве­ния рас­кры­ва­ет­ся в ис­то­рии Церк­ви пре­ж­де все­го в ли­це свя­тых – этом «са­мом ау­тен­тич­ном ком­мен­та­рии к Сло­ву Бо­жию, став­ше­му пло­тью» [«Geist und Feuer/Herder Korrespondenz», 1976, Bd 30, S. 75]. Св. Дух да­ёт от­вет на жгу­чие во­про­сы вре­ме­ни в ли­це но­во­го свя­то­го, яв­ляю­ще­го со­бой ми­ру «кон­крет­ное по­сла­ние не­бес». Б. под­чёр­ки­ва­ет объ­ек­тив­ный ха­рак­тер это­го по­сла­ния, ко­то­рое не мо­жет быть по­ня­то при эм­пи­ри­че­ски-пси­хо­ло­гич. под­хо­де к лич­но­сти его но­си­те­ля. Как бы кор­рек­ти­руя на­зва­ние ду­хов­ной ав­то­био­гра­фии св. Те­ре­зы из Ли­зьё [«Ис­то­рия од­ной ду­ши» («L’histoire d’une âme», 1898)], Б. оза­гла­вил свою кни­гу о ней «Те­ре­за из Ли­зьё. Ис­то­рия од­но­го по­сла­ния» («There­se von Lisieux. Geschichte einer Sendung», 1950). Свя­тые осу­ще­ст­в­ля­ют кри­тич. функ­цию по от­но­ше­нию к об­мир­щён­ной тра­ди­ции, всту­пая под­час в кон­фликт с ней: тра­ди­ция рас­тёт из «жи­во­го цен­тра свя­то­сти». От­ме­чая, что вплоть до 13 в. ве­ли­кие бо­го­сло­вы бы­ли свя­ты­ми, Б. ха­рак­те­ри­зу­ет про­ис­хо­дя­щее за­тем раз­об­ще­ние про­фес­сио­наль­ной тео­ло­гии и ду­хов­но­сти («ко­ле­но­пре­кло­нён­ное» бо­го­сло­вие свя­тых, раз­вёр­ты­ваю­щее­ся в про­стран­ст­ве мо­лит­вы, сме­ня­ет­ся школь­ной «си­дя­щей» тео­ло­ги­ей) и воз­ни­каю­щую лож­ную ди­хо­то­мию «ду­ха» и «ин­сти­ту­ции» как раз­рыв жи­во­го ор­га­низ­ма Церк­ви.

Член Пап­ской бо­го­слов­ской ко­мис­сии (с 1969), Б. вы­сту­пал с кри­ти­кой мо­дер­ни­ст­ских идей К. Ра­не­ра и Х. Кюн­га. С 1972 воз­глав­лял ред­кол­ле­гию меж­ду­народного ка­то­лического ж. «Com­mu­nio». Умер за два дня до при­ня­тия са­на кар­ди­на­ла.

Соч.: Skizzen zur Theologie. Bd 1–5. Einsiedeln, 1960–1986; Theologie der Geschich­te. 6. Aufl. Einsiedeln, 1979; Theologie der drei Tage. 2. Aufl. Einsiedeln, 1983; Ты име­ешь гла­го­лы веч­ной жиз­ни: Раз­мыш­ле­ния над Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем. М., 1992; О про­сто­те хри­сти­ан // Сим­вол. 1993. № 29. С. 7–69; Все­лен­ская ли­тур­гия: Прп. Мак­сим Ис­по­вед­ник // Аль­фа и Оме­га. 1997. № 3. 1998. № 2. 1999. № 1. 2000. № 1; № 3. 2003. № 2; № 4; Це­лое во фраг­мен­те. М., 2001; Со­зер­ца­тель­ная мо­лит­ва. М., 2004.

Лит.: Capol C. H. U. v. Balthasar: Bibliogra­fie 1925–1990. Einsiedeln, 1990; Löser W. Im Geiste des Origenes: H. U. v. Balthasar als In­terpret der Theologie der Kirchenväter. Fr./M., 1976 (bibl.); Lochbrunner M. Analogia Cari­ta­tis: Darstellung und Deutung der The­olo­gie H. U. v. Balthasars. Freiburg e. a., 1981; Ro­berts L. The Theological Aesthetics of H. U. v. Balthasar. Wash., 1987 (bibl.); H. U. v. Bal­tha­sar. Gestalt und Werk. / Hrsg. v. K. Lehmann, W. Kasper. Köln, 1989; H. U. v. Balthasar: His life and work / Ed. by D. L. Schindler. S. F., 1991; Scola A. H. U. v. Bal­thasar: Uno stile teologico. Mil., 1991.

Вернуться к началу