АСКО́ЛЬДОВ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АСКО́ЛЬДОВ (наст. фам. Алексеев) Сергей Алексеевич [25.2(9.3).1871, Москва – 15, по др. сведениям, 23.5.1945, Потcдам], рос. религ. философ, публицист. Внебрачный сын философа А. А. Козлова. Окончил физико-математич. ф-т С.-Петерб. ун-та (1895), работал экспертом по химии в Деп-те таможенных пошлин и акциза. С 1908 член Петерб. религиозно-филос. об-ва. Участник сб-ков «Проблемы идеализма» (1902; ст. «Философия и жизнь») и «Из глубины» (1918; ст. «Религиозный смысл русской революции»). После революции преподавал химич. технологию в Ленингр. политехнич. ин-те. Сотрудничал с ж. «Мысль» (1922), альм. «Литературная мысль» (1922–25). В 1920-х гг. входил в тайное религиозно-филос. об-во Братство преп. Серафима Саровского. В 1928 арестован, находился в ссылке в Коми, с 1933 в Новгороде. Во время оккупации в 1941 переехал в Ригу, жил в Праге, затем в Германии (в Потсдаме). Когда работники советских органов безопасности пришли его арестовывать, он был уже мёртв.
Первое филос. сочинение А.– «Основные проблемы теории познания и онтологии» (1900) – написано всецело под влиянием монадологического «панпсихизма» А. А. Козлова, исследованию творчества которого он позднее посвятил кн. «Алексей Александрович Козлов» (1912). В центре его кн. «Мысль и действительность» (1914; степень магистра философии в Моск. ун-те) – критика кантовского трансцендентализма, призванная расчистить место для персоналистич. религ. метафизики, которая должна основываться не на обезличенном «трансцендентальном субъекте», а на личностном «индивидуальном субъекте». По мнению А., познание должно быть символично, ибо предмет филос. познания трансцендентен; исходным понятием гносеологии должна стать интуиция. От Канта А. призывал вернуться к философам более ранних эпох – Лейбницу, Плотину и Аристотелю.