Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АСА́НГА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 349

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

АСА́НГА (санскр. «Объ­е­ди­ни­тель»), ин­до-буд­дий­ский мыс­ли­тель 4–5 вв., ос­но­во­по­лож­ник шко­лы йо­га­ча­ра, ав­тор 19 тру­дов, в т. ч. по Аб­хид­хар­ме и Прадж­ня-па­ра­ми­те. На­чи­нал, воз­мож­но, в мад­хь­я­ми­ке (ему при­над­ле­жит ком­мен­та­рий на «Стро­фы о сре­дин­но­сти» На­гард­жу­ны), но ра­зо­шёл­ся с ней в неск. во­про­сах. Для А. нир­ва­на ре­аль­на, а сан­са­ра не­ре­аль­на, то­гда как для мад­хь­я­ми­ков обе не­ре­аль­ны. В про­ти­во­вес уче­нию мад­хь­я­ми­ков о пус­то­те все­го су­ще­го (шунь­я­ва­да) раз­ви­вал уче­ние о ре­аль­но­сти со­зна­ния-со­кро­вищ­ни­цы (алая-видж­ня­на), со­дер­жа­ще­го «се­ме­на» (бид­жа) всех ин­ди­ви­ду­аль­ных су­ще­ст­во­ва­ний. Тру­ды А. ока­за­ли и про­дол­жа­ют ока­зы­вать ог­ром­ное влия­ние на судь­бы инд. буд­диз­ма, вад­жрая­ны, буд­диз­ма Центр. Азии и Даль­не­го Вос­то­ка. См. так­же Мад­хь­я­ми­ка.

Вернуться к началу