Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНДРЕ́ЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 724

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Казачков, Б. В. Чуков

АНДРЕ́ЕВ Да­ни­ил Ле­о­ни­до­вич (2.11.1906, Бер­лин – 30.3.1959, Мо­ск­ва), рус. мис­тик, по­эт. Сын Л. Н. Ан­д­рее­ва, вы­рос в се­мье дя­ди, моск. вра­ча Ф. А. Доб­ро­ва, в ат­мо­сфе­ре куль­ту­ры Се­реб­ря­но­го ве­ка. В 1924–27 учил­ся на Выс­ших гос. лит. кур­сах, с 1932 за­ра­ба­ты­вал се­бе на жизнь в ка­че­ст­ве ху­дож­ни­ка-шриф­то­вика. Уча­ст­ник обо­ро­ны Ле­нин­гра­да. В 1947 аре­сто­ван; осу­ж­дён по сфаб­ри­ко­ван­но­му по­ли­тич. об­ви­не­нию на 25 лет. На­хо­дясь до 1957 во Вла­ди­мир­ской тюрь­ме, на­пи­сал чер­но­вые ре­дак­ции сво­их гл. про­из­ве­де­ний. Сим­во­ли­ст­ская тональ­ность его сочинений 1920–40-х гг. (сти­хо­тво­ре­ния, по­эма «Песнь о Мон­саль­ва­те», изд. 1996; не­со­хра­нив­ший­ся ро­ман «Стран­ни­ки но­чи» о ду­хов­ных ис­ка­ни­ях в кру­гу моск. ин­тел­ли­ген­ции 1930-х гг.) сме­ня­ет­ся апо­ка­лип­сич. пе­ре­жи­ва­ния­ми, ха­рак­тер­ны­ми для про­из­ве­де­ний 1949–1958 («Рус­ские бо­ги» – кни­га сти­хо­тво­ре­ний и по­эм, на­пи­сан­ная в тра­ди­ци­ях рус. ду­хов­ной поэ­зии, дра­ма «Же­лез­ная мис­те­рия», ис­то­ри­о­соф­ско-ви­зио­нер­ский трак­тат «Ро­за ми­ра» – опу­бли­ко­ва­ны в кон. 1980-х – нач. 1990-х гг.).

Мис­ти­ка А., ис­поль­зую­щая тер­ми­но­ло­гию разл. эзо­те­рич. и ве­ро­учи­тель­ных тра­ди­ций и собств. не­оло­гиз­мы, во­бра­ла в се­бя мо­ти­вы рус. со­фио­ло­гии (об­ра­зы «веч­ной жен­ст­вен­но­сти» Вл. Со­ловь­ё­ва, А. А. Бло­ка и на­став­ни­ка А. – по­эта и мис­ти­ка А. В. Ко­ва­лен­ско­го), пре­да­ние о св. Граа­ле, ис­пы­та­ла влия­ние инд. мыс­ли (идея пе­ре­во­пло­ще­ния), в ря­де черт близ­ка к пси­хо­кос­мо­гра­фии буд­диз­ма и ду­хо­ви­де­нию Э. Све­ден­бор­га. В цен­тре ви­де­ний А. – гран­ди­оз­ная «транс­фи­зи­че­ская» кар­ти­на Зем­ли и её мно­го­чис­лен­ных па­рал­лель­ных ми­ров (под­ни­маю­щая­ся над ви­ди­мым ми­ром ле­ст­ни­ца «ми­ров про­свет­ле­ния» и нис­хо­дя­щий ряд «ми­ров воз­мез­дия»); ме­та­и­сто­рич. па­но­ра­ма все­мир­ной ис­то­рии как от­ра­же­ние борь­бы сил све­та (де­ми­ур­гов, «со­бор­ных душ» на­ро­дов и др., воз­глав­ляе­мых ло­го­сом пла­не­ты – бо­го­ро­ж­дён­ной мо­на­дой, «вы­ра­зив­шей се­бя в че­ло­ве­че­ст­ве Ии­су­сом Хри­стом») с де­мо­ни­че­ски­ми си­ла­ми тьмы; уто­пич. пер­спек­ти­ва воз­ник­но­ве­ния в кос­мо­по­ли­тич. эпо­ху 20–22 вв. еди­ной ре­ли­гии че­ло­ве­че­ст­ва и её «все­хри­сти­ан­ской церк­ви», в ко­то­рой все выс­шие ре­ли­гии соз­на­ют се­бя ле­пе­ст­ка­ми об­ще­го мис­ти­че­ско­го цвет­ка (го­лу­бой ро­зы все­лен­ной); вре­мен­ное гос­под­ство кня­зя тьмы и гря­ду­щее про­свет­ле­ние пла­не­ты. По мыс­ли А., «сверх­на­ро­ду рос­сий­ско­му» пред­сто­ит стать во гла­ве со­зи­да­ния ин­тер­ре­ли­гии и ин­тер­куль­туры.

Соч.: Собр. соч. М., 1993–1997. Т. 1–3.

Лит.: Эп­штейн М. Ро­за Ми­ра и Цар­ст­во Анти­хри­ста: о па­ра­док­сах рус­ской эс­ха­то­логии // Кон­ти­нент. 1994. № 1(79); Д. Ан­д­ре­ев в куль­ту­ре XX в. М., 2000; Па­лей А. Идей­ное на­сле­дие Д. Ан­д­рее­ва (pro et con­tra): по­ста­нов­ка про­бле­мы // Кон­ти­нент. 2001. № 3(109).

Вернуться к началу