Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНА́МНЕСИС

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 666

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

АНА́МНЕСИС, в фи­ло­со­фии Пла­то­на ин­трос­пек­тив­ный ме­тод по­зна­ния вро­ж­дён­ных идей че­рез «при­по­ми­на­ние» пре­на­таль­но­го зна­ния ис­тин­ной ре­аль­но­сти: «по­зна­ние есть при­по­ми­на­ние» (Ме­нон, 81е, Фе­дон, 72е). Уче­ние об А. ос­но­ва­но на пи­фа­го­рей­ской тео­рии бес­смер­тия ду­ши и ме­тем­пси­хо­зе (см. Ре­ин­кар­на­ция): до сво­его во­пло­ще­ния в те­ле ду­ша на­хо­ди­лась в умо­по­сти­гае­мом ми­ре не­ма­те­ри­аль­ных форм («идей») и об­ла­да­ет – в ла­тент­ном ви­де – всей пол­но­той зна­ния о ре­аль­но­сти; ма­те­ма­ти­ка и диа­лек­ти­ка по­мо­га­ют ей «при­пом­нить» это зна­ние. В пла­то­нов­ском «Фед­ре» (249 с) уче­ни­ем об А. обос­но­вы­ва­ет­ся са­ма воз­мож­ность по­ня­тий­но­го зна­ния, а лю­бовь ис­тол­ко­вы­ва­ет­ся как «при­по­ми­на­ние» ду­ши об идее «пре­крас­но­го как та­ко­во­го». В ми­фо­по­этич. фор­ме Пла­тон впер­вые ввёл в фи­ло­со­фию по­ня­тие ап­ри­ор­но­го зна­ния (см. Апо­сте­рио­ри и ап­рио­ри). Уче­ние об А. бы­ло под­верг­ну­то кри­ти­ке Ари­сто­те­лем (Пер­вая ана­ли­ти­ка, 67а) и воз­ро­ж­де­но не­о­пла­то­ни­ка­ми. Ав­гу­стин дал ему хри­сти­ан­скую ин­тер­пре­та­цию.

Вернуться к началу