Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНАКСИМЕ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 652

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

АНАКСИМЕ́Н (Ἀναξιμένης) из Ми­ле­та («рас­цвет» 546, ум. ок. 528/525 до н. э.), др.-греч. фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель ми­лет­ской шко­лы. Уче­ник Анак­си­ман­д­ра. В пред­ло­жен­ной А. (трак­тат «О при­ро­де») тео­рии ма­терии и ес­те­ст­вен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния Все­лен­ной, в от­ли­чие от идей Анак­си­ман­д­ра, про­ти­во­по­лож­но­сти го­ря­че­го и хо­лод­но­го, влаж­но­го и су­хо­го и т. д. не пред­су­ще­ст­ву­ют в из­на­чаль­ной «сме­си», а пред­став­ля­ют со­бой пре­вра­щён­ные фор­мы еди­ной пра­ма­те­рии – без­гра­нич­но­го воз­ду­ха. Фи­зич. из­ме­не­ние трак­ту­ется при­том как чис­то ко­ли­че­ст­вен­ное «сгу­ще­ние» и «раз­ре­же­ние» пра­ма­те­рии: сгу­ща­ясь, воз­дух (аэр) ста­но­вит­ся во­дой и зем­лёй, раз­ре­жа­ясь – ог­нём, из ко­то­ро­го об­ра­зу­ют­ся не­бес­ные те­ла. Воз­ду­ху при­су­ще «веч­ное дви­же­ние», он не толь­ко по­ро­ж­да­ет все те­ла, но и вы­ступа­ет «скре­п­ляю­щим», фор­мо­об­ра­зую­щим прин­ци­пом – ми­ро­вым «ды­ха­ни­ем», обес­пе­чи­ваю­щим це­ло­ст­ность все­го кос­мо­са и всех жи­вых ор­га­низ­мов: так в рам­ках па­рал­ле­лиз­ма мак­ро- и мик­ро­кос­мо­са впер­вые вво­дит­ся по­ня­тие ми­ро­вой ду­ши (фраг­мент В 2). Ис­хо­дя из аэ­ро­цен­триз­ма, А. объ­яс­нял так­же зем­ле­тря­се­ния и раз­лич­ные ме­тео­ро­ло­гич. фе­но­ме­ны. Фи­лос. зна­че­ние фи­зич. тео­рии А. – в пер­вой по­пыт­ке ре­дук­ции не толь­ко фе­но­ме­наль­но­го мно­же­ст­ва ве­щей, но и все­го мно­го­об­ра­зия чув­ст­вен­ных (т. н. «вто­рич­ных») свойств к ко­ли­че­ст­вен­ным раз­ли­чи­ям еди­ной бес­ка­че­ст­вен­ной суб­стан­ции, веч­ной и бес­ко­неч­ной. В позд­ней док­со­гра­фии аэр А. пря­мо ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с «бо­гом», со­глас­но бо­лее дос­то­вер­ным ис­точ­ни­кам, А. на­зы­вал «бо­га­ми» по­ро­ж­де­ния воз­ду­ха – сти­хии, све­ти­ла или бес­числ. ми­ры. На­ту­ра­ли­стич. пан­те­изм А. по­вли­ял на ио­ний­ское Про­све­ще­ние (Ксе­но­фан, Ге­рак­лит) и тра­ди­цию ал­ле­го­рич. ин­тер­пре­та­ции ми­фо­ло­гич. бо­гов как яв­ле­ний при­ро­ды.

Источн.: Фраг­мен­ты ран­них гре­че­ских фи­ло­со­фов / Изд. А. В. Ле­бе­дев. М., 1989. Ч. 1.

Лит.: Kirk G. S., Ra­ven J. E., Schofield M. The presocratic phi­loso­phers. 2nd ed. Camb., 1983.

Вернуться к началу