Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́ЛЬБЕРТ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 547

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Ионин

А́ЛЬБЕРТ (Al­bert) Ханс (р. 8.2.1921, Кёльн), нем. фи­ло­соф и со­цио­лог. Проф. ун-та Ман­гей­ма (1963–89). Пред­ста­ви­тель кри­ти­че­ско­го ра­цио­на­лиз­ма, по­зи­ции ко­то­ро­го от­стаи­вал вме­сте с К. Поп­пе­ром в по­ле­ми­ке с пред­ста­ви­те­ля­ми франк­фурт­ской шко­лы в т. н. спо­ре о по­зи­ти­виз­ме в нем. со­цио­ло­гии (1969).

Пер­во­на­чаль­но А. ис­хо­дил из дуа­ли­стич. пред­став­ле­ний: по­зна­ние как ана­лиз ве­ро­ят­но­стей пред­став­ля­ет со­бой ра­цио­наль­ную сто­ро­ну прак­ти­ки, то­гда как вы­бор, имею­щий эк­зи­стен­ци­аль­ную при­ро­ду, прин­ци­пи­аль­но не мо­жет быть ра­цио­на­ли­зи­ро­ван. Нау­ка, стре­мя­щая­ся ра­цио­наль­но по­дой­ти к ана­ли­зу цен­но­ст­ных про­блем (со­цио­ло­гия, по­ли­то­ло­гия, по­лит­эко­но­мия), рас­смат­ри­ва­лась им как идео­ло­гия. Под влия­ни­ем К. Поп­пе­ра А. ра­ди­каль­но пе­ре­смот­рел свою кон­цеп­цию. В «Трак­та­те о кри­ти­че­ском ра­зу­ме» («Trak­tat über kritische Ver­nunft», 1968; рус. пер. 2003) он стре­мит­ся пре­одо­леть ди­хо­то­мию по­зна­ния и вы­бо­ра, ут­вер­ждая, что по­зна­ние са­мо по се­бе про­ни­за­но вы­бо­ром, а вы­бор зи­ж­дет­ся на ра­цио­наль­ном ос­но­ва­нии. От­сю­да от­кры­ва­ет­ся воз­мож­ность ра­цио­наль­но­го ис­сле­до­ва­ния и кри­ти­ки бу­к­валь­но всех сфер дея­тель­но­сти, лю­бо­го ро­да норм, оце­нок, ре­ше­ний. Для это­го не­об­хо­ди­ма вы­ра­бот­ка «прин­ци­пов пе­ре­хо­да» ме­ж­ду нор­ма­тив­ны­ми сис­те­ма­ми, су­ще­ст­вую­щи­ми в разл. об­лас­тях по­зна­ния и дея­тель­но­сти.

А. сфор­му­ли­ро­вал мо­дель кри­ти­ки прин­ци­па дос­та­точ­но­го ос­но­ва­ния («три­лем­ма Мюнх­гау­зе­на»). Идея обос­но­ва­ния пред­по­ла­га­ет од­ну из трёх рав­ным об­ра­зом не­при­ем­ле­мых ло­гич. стра­те­гий: 1) бес­ко­неч­ный рег­ресс обос­но­ва­ний, где ка­ж­дая вновь об­на­ру­жен­ная сту­пень в свою оче­редь тре­бу­ет обос­но­ва­ния и так до бес­ко­неч­но­сти; 2) ос­та­нов­ка про­цес­са в ка­ком-то пунк­те, что не ве­дёт к ра­цио­наль­но­му обос­но­ва­нию, ибо вы­бор ко­неч­но­го пунк­та про­из­во­лен и т. о. ир­ра­цио­на­лен; 3) ло­гич. круг, ко­то­рый так­же не мо­жет вес­ти к об­на­ру­же­нию ав­то­ном­но­го фун­да­мен­та по­зна­ния. Идее обос­но­ва­ния А. про­ти­во­пос­тав­ля­ет идею пер­ма­нент­но­го «кри­ти­че­ско­го ис­пы­та­ния». Опыт проб и оши­бок при­бли­жа­ет нас к ис­ти­не, но ни­ко­гда не да­ёт окон­ча­тель­ной уве­рен­но­сти, ибо вся­кое зна­ние ги­по­те­тич­но.

Соч.: Marktsoz­iolo­gie und Ent­scheidung­slogik. Neu­wied; B., 1967; Kon­struk­tion und Kritik. Hamb., 1972; Aufklärung und Steuerung. Hamb., 1976; Kritische Ver­nunft und menschli­che Praxis. Stuttg., 1977; Trak­tat über ra­tio­nale Praxis. Tüb­in­gen, 1978; Das Elend der The­olo­gie. Hamb., 1979; Die Wis­sen­schaft und die Fehlbarkeit der Ver­nunft. Tüb­in­gen, 1982; Kritik der reinen Erk­enntnis­le­hre. Tü- bin­gen, 1987; Kritik der reinen Her­me­neu­tik. Tüb­in­gen, 1994; Kritischer Ra­tion­al­is­mus. Tüb­in­gen, 2000.

Лит. см. при ст. Кри­ти­че­ский ра­цио­на­лизм.

Вернуться к началу