А́ЛЬБЕРТ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́ЛЬБЕРТ (Albert) Ханс (р. 8.2.1921, Кёльн), нем. философ и социолог. Проф. ун-та Мангейма (1963–89). Представитель критического рационализма, позиции которого отстаивал вместе с К. Поппером в полемике с представителями франкфуртской школы в т. н. споре о позитивизме в нем. социологии (1969).
Первоначально А. исходил из дуалистич. представлений: познание как анализ вероятностей представляет собой рациональную сторону практики, тогда как выбор, имеющий экзистенциальную природу, принципиально не может быть рационализирован. Наука, стремящаяся рационально подойти к анализу ценностных проблем (социология, политология, политэкономия), рассматривалась им как идеология. Под влиянием К. Поппера А. радикально пересмотрел свою концепцию. В «Трактате о критическом разуме» («Traktat über kritische Vernunft», 1968; рус. пер. 2003) он стремится преодолеть дихотомию познания и выбора, утверждая, что познание само по себе пронизано выбором, а выбор зиждется на рациональном основании. Отсюда открывается возможность рационального исследования и критики буквально всех сфер деятельности, любого рода норм, оценок, решений. Для этого необходима выработка «принципов перехода» между нормативными системами, существующими в разл. областях познания и деятельности.
А. сформулировал модель критики принципа достаточного основания («трилемма Мюнхгаузена»). Идея обоснования предполагает одну из трёх равным образом неприемлемых логич. стратегий: 1) бесконечный регресс обоснований, где каждая вновь обнаруженная ступень в свою очередь требует обоснования и так до бесконечности; 2) остановка процесса в каком-то пункте, что не ведёт к рациональному обоснованию, ибо выбор конечного пункта произволен и т. о. иррационален; 3) логич. круг, который также не может вести к обнаружению автономного фундамента познания. Идее обоснования А. противопоставляет идею перманентного «критического испытания». Опыт проб и ошибок приближает нас к истине, но никогда не даёт окончательной уверенности, ибо всякое знание гипотетично.