Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛА́Н ЛИ́ЛЛЬСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 401

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Бибихин

АЛА́Н ЛИ́ЛЛЬСКИЙ (Alain de Lille, Ala­nus de In­su­lis) (ок. 1128, Лилль – 1203, Си­то, ны­не деп-т Кот-д’Ор), франц. фи­ло­соф-бо­го­слов и по­эт. Из за­пи­сей хро­ни­стов из­вест­но, что он был «зна­ме­ни­тым учи­те­лем», «мно­го пи­сал» и умер, как и его друг Тьер­ри Шартр­ский, цис­тер­ци­ан­ским мо­на­хом. Из его со­чи­не­ний вид­но, что он мог учить­ся у Бер­нарда Силь­ве­ст­ра в Шартр­ской шко­ле, пре­по­да­вал бо­го­сло­вие в Па­ри­же и про­по­ве­до­вал про­тив ка­та­ров в Про­ван­се. Су­дя по со­хра­нив­шим­ся ру­ко­пи­сям и ин­ку­на­бу­лам, наи­бо­лее ши­ро­ко­го чи­та­те­ля А. Л. имел в 15 в., ко­гда при­об­рёл ле­ген­дар­ные чер­ты; он «знал всё, что че­ло­век мо­жет знать», на­зы­вал­ся doc­tor uni­ver­salis.

Бес­спор­но А. Л. при­над­ле­жат: 134 «Пра­ви­ла», «тео­ло­ги­че­ские мак­си­мы» как пер­во­ос­но­вы бо­го­слов­ской нау­ки; сум­ма «Раз­ли­че­ния» («Quot modis») в фор­ме эн­цик­ло­пе­дич. сло­ва­ря с раз­бо­ром биб­лей­ских по­ня­тий по трём уров­ням смыс­ла; час­тич­но со­хра­нив­шая­ся бо­го­слов­ская сум­ма о доб­ро­де­те­ли, гре­хах и за­ко­нах «не­бес­но­го пра­ва»; пер­вый на лат. За­па­де ком­мен­та­рий к псев­до­ари­сто­те­ле­вой «Кни­ге о при­чи­нах»; по­ле­мич. трак­тат «О ка­то­ли­че­ской ве­ре» («Про­тив аль­би­гой­цев, валь­ден­сов, иу­де­ев и са­ра­цин», 1185–1200); «Кни­га по­кая­ния, си­речь Ис­пра­ви­тель и врач для вся­ко­го воз­рас­та и обое­го по­ла»; крат­кое «Ис­кус­ст­во про­по­ве­ди» («Summa de arte predi­ca­to­ria») с при­ло­же­ни­ем 44 го­ми­лий.

Наи­бо­лее из­вест­ны «свет­ские» со­чи­не­ния А. Л.: «Плач при­ро­ды» («De planctu na­tu­rae», 1160–70), фи­ло­соф­ско-мо­ра­ли­стич. ви­де­ние в ху­дож. про­зе и сти­хах, вос­слав­ле­ние При­ро­ды как «на­ме­ст­ни­цы Бо­га», ос­корб­ляе­мой про­ти­во­ес­теств. по­ро­ка­ми; ал­ле­го­рич. эпо­пея «Ан­ти­клав­ди­ан» (как бы не­что об­рат­ное очер­не­нию ге­роя в од­ной ин­век­ти­ве по­эта 4 в. Клав­диа­на) – кос­мич. па­но­ра­ма, где со­тво­ре­ние в не­бе­сах со­вер­шен­но­го юно­ши, при­зван­но­го воз­ро­дить по­шат­нув­шее­ся че­ло­ве­че­ское дос­то­ин­ст­во, и его бой с по­ро­ка­ми да­ют авто­ру по­вод под­роб­но опи­сать по­стро­ен­ную из «сво­бод­ных ис­кусств» и спо­соб­но­стей ко­лес­ни­цу для не­бес­но­го пу­те­ше­ст­вия по­слан­ца При­ро­ды, об­щее ми­ро­уст­рой­ст­во, ис­те­че­ние ума и ду­ши от Бо­га. Мысль А. Л. мож­но пред­ста­вить как раз­вёр­ну­тый ком­мен­та­рий к Пла­то­ну, Ари­сто­те­лю, «гер­ме­ти­че­ским» кни­гам, Бо­эцию, Псев­до-Дио­ни­сию Арео­па­ги­ту (че­рез Иоан­на Ско­та Эриу­ге­ну). С Шартр­ской шко­лой его сбли­жа­ют кос­мизм, тео­рия ми­ро­вой ду­ши, при­ро­ды как за­мес­ти­тель­ни­цы Бо­га, лю­бовь к клас­сич. ан­тич­но­сти. При­ро­да ра­зум­на и за­ко­но­мер­на, мыш­ле­ние под­вла­стно ло­ги­ке, од­на­ко «при­ро­да не зна­ет при­ро­ды сво­его по­ро­ж­де­ния», а мысль для по­зна­ния соб­ст­вен­ных ис­то­ков ну­ж­да­ет­ся в ве­ре и та­ин­ст­вен­ной тео­ло­гии (под­няв­шись к не­бу, ко­ни че­ло­ве­че­ских спо­соб­но­стей и уме­ний на­чи­на­ют спо­ты­кать­ся). При­род­ное по­зна­ние «ра­зу­ме­ни­ем го­то­вит ве­ру» (in­tel­ligo ut cre­dam), мис­ти­че­ское – «ве­рой го­то­вит ра­зу­ме­ние» (credo ut in­tel­ligam).

Бле­стя­щая и энер­гич­ная ла­тынь А. Л. изо­би­лу­ет кон­тра­ста­ми и па­ра­док­са­ми. Его ал­ле­го­ризм имел про­дол­же­ние в лит-ре («Ро­ман о ро­зе»), ак­сио­ма­тич. ме­тод – в ком­би­на­то­ри­ке Р. Лул­лия и да­лее Ни­ко­лая Ку­зан­ско­го, его ан­тро­по­ло­гия, кос­мизм, мо­ра­ли­стич. и ри­то­рич. па­фос – в фи­ло­со­фии Воз­ро­ж­де­ния.

Соч.: Op­era om­nia // Mi­gne. PL. Vol. 210; Li­ber poe­ni­ten­tialis / Ed. J. Longere: In 2 vol. Lou­vain, 1965; Tex­tes inédits / Ed. M.-Th. d’Al­verny. P., 1965; Па­мят­ни­ки сред­не­ве­ко­вой ла­тин­ской ли­те­ра­ту­ры X–XII вв. М., 1972. С. 333–347.

Лит.: Huiz­inga J. Über die Verknüp­fung des Po­etischen mit dem The­olo­gischen bei Alanus de In­su­lis // Med­edeel­in­gen der Ko­nin­kli­jke Ne­der­lan­dsc­he Aka­de­mie van We­te­ns­chap­pen. Afd. Let­terkunde. Ser. B. 1932. Dl 74. № 6; Ray­naud de Lage G. Alain de Lille. Poète du XII siècle. P., 1952.

Вернуться к началу