Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АКЦИДЕ́НЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 394

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

АКЦИДЕ́НЦИЯ (от лат. ac­ci­dens, род. п. ac­ci­den­tis, каль­ка греч. τὸ συμβεβηϰός), фи­лос. по­ня­тие, вос­хо­дя­щее к ло­ги­ке и ме­та­фи­зи­ке Ари­сто­те­ля. Пер­во­на­чаль­но греч. тер­мин τό συμβεβηϰός имел три зна­че­ния. 1) Слу­чай­ное со­бы­тие. 2) В уче­нии Ари­сто­те­ля о 10 ка­те­го­ри­ях А. (συμβεβηϰότα) счи­та­лись все ка­те­го­рии, кро­ме пер­вой – суб­стан­ции, или сущ­но­сти. В этом рас­ши­рит. смыс­ле А. оз­на­ча­ет свой­ст­во во­об­ще в от­ли­чие от ве­щи (сущ­но­сти), ко­то­рую оно оп­ре­де­ля­ет. Напр., «бе­лое» (ка­те­го­рия ка­че­ст­ва) или «двух­мет­ро­вый» (ка­те­го­рия ко­ли­че­ст­ва) не мо­гут су­ще­ст­во­вать са­ми по се­бе, но все­гда бу­дут «при-су­щи» не­ко­то­рой сущ­но­сти, или – в тер­ми­нах тео­рии пре­ди­ка­ции – бу­дут «ска­зы­вать­ся о чём-то» как пре­ди­кат о субъ­ек­те («бе­лая ло­шадь»). Т. о., по Ари­сто­те­лю, ак­ци­ден­таль­ное (за­ви­си­мое) бы­тие ха­рак­те­ри­зу­ет­ся пре­ди­ка­тив­но­стью, а суб­стан­ци­аль­ное (не­за­ви­си­мое) бы­тие – субъ­ект­но­стью: «ло­шадь» (ка­те­го­рия сущ­но­сти) не мо­жет «ска­зы­вать­ся» о др. сущ­но­сти (не-ло­ша­ди). 3) В бо­лее уз­ком смыс­ле в ло­ги­ке Ари­сто­те­ля под А. по­ни­ма­ет­ся «при­вхо­дя­щее» или «слу­чай­ное свой­ст­во» ве­щи, от­ли­чае­мое от «ро­да», «осо­бен­но­го свой­ст­ва» и по­ня­тий­ной сущ­но­сти («чтой­но­сти») ве­щи. Ак­ци­ден­таль­ное свой­ст­во – это та­кое свой­ст­во ве­щи, ко­то­рое ре­аль­но су­ще­ст­ву­ет, но ко­то­ро­го мог­ло бы и не быть. Оно не мо­жет вхо­дить в ло­гич. оп­ре­де­ле­ние ве­щи и не мо­жет быть пред­ме­том на­уч. зна­ния. Напр., «кур­но­сость» – это ак­ци­ден­таль­ное (при­вхо­дя­щее или слу­чай­ное) свой­ст­во Со­кра­та, а ра­зум­ность – не­об­хо­ди­мое и «осо­бен­ное». В совр. ло­ги­ке и фило­со­фии тер­мин «А.» обыч­но упот­реб­ля­ет­ся в по­след­нем зна­че­нии.

Ло­гич. по­ня­тие А. сле­ду­ет от­ли­чать от фи­лос. по­ня­тия ак­ци­ден­та­лиз­ма, упот­реб­ляе­мо­го для обо­зна­че­ния 1) ме­та­фи­зич. тео­рии при­чин­но­сти, до­пус­каю­щей, в от­ли­чие от стро­го­го де­тер­ми­низ­ма, что не­ко­то­рые со­бы­тия про­ис­хо­дят не в си­лу не­об­хо­ди­мо­сти, не име­ют при­чин­ной обу­слов­лен­но­сти или не­пред­ска­зуе­мы (ак­ци­ден­та­лизм в этом смыс­ле свя­зан с пер­вым зна­че­ни­ем тер­ми­на А.), и 2) тео­рии ин­ди­ви­дуа­ции, объ­яс­няю­щей ну­ме­ри­че­ское раз­ли­чие ин­ди­ви­дов внут­ри од­но­го и то­го же ви­да на­ли­чи­ем ак­ци­ден­таль­ных свойств (в 3-м зна­че­нии тер­ми­на А.). Две ло­ша­ди могут быть поч­ти не­от­ли­чи­мы од­на от дру­гой, но они бу­дут ну­ме­ри­че­ски раз­лич­ны, ес­ли у од­ной бу­дет бе­лое пят­но (акци­ден­таль­ное свой­ст­во), и, на­обо­рот, две осо­би од­но­го и то­го же ви­да бу­дут ну­ме­ри­че­ски то­ж­де­ст­вен­ны в слу­чае сов­па­де­ния всех ак­ци­ден­таль­ных свойств по за­ко­ну «то­ж­де­ст­ва не­раз­ли­чи­мых». Абе­ляр оп­ро­вер­гал эту вер­сию ак­ци­ден­та­лиз­ма, вы­дви­ну­тую его учи­те­лем Гиль­о­мом из Шам­по.

Вернуться к началу