Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АДЖИ́ВИКА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 227

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В.Г. Лысенко

АДЖИ́ВИКА (от санскр. ад­жи­ва – об­раз жиз­ни, спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния, про­фес­сия), од­на из влия­тель­ных ан­ти­ве­дий­ских об­щин 5–6 вв. до н. э. – вре­ме­ни жиз­ни Буд­ды и Ма­ха­ви­ры. По пре­да­нию, об­щи­ну А. ос­но­вал Макк­ха­ли Го­са­ла (cанскр. Мас­ка­рин Го­ша­ли­пут­ра). К учи­те­лям А. при­чис­ля­ют так­же Пу­ра­ну Кас­са­пу и Па­кудд­ху Кач­ча­ну. По­сле­до­ва­те­ли Го­са­лы хо­ди­ли об­на­жён­ны­ми, жи­ли на по­дая­ние и ве­ри­ли в то, что по­свя­ще­ние в их об­щи­ну – это знак по­след­не­го су­ще­ст­во­ва­ния пе­ред окон­ча­тель­ным из­бав­ле­ни­ем от пе­ре­ро­ж­де­ний – нир­ва­ной. Стре­мясь при­бли­зить­ся к же­лан­ной це­ли, они из­ну­ря­ли се­бя ас­ке­зой и го­ло­дом и час­то уми­ра­ли от ис­то­ще­ния. Наи­боль­ше­го влия­ния А. дос­тиг­ла при ца­ре Ашо­ке в 3 в. до н. э., о чём сви­де­тель­ст­ву­ют не­ко­то­рые из его эдик­тов. В Сев. Ин­дии А. сли­лась с джай­низ­мом и сек­та­ми виш­ну­из­ма, в Юж. Ин­дии про­дол­жа­ла су­ще­ст­во­вать вплоть до 14 в. (на тер­ри­то­рии совр. шта­та Ми­зо­рам).

В буд­дий­ских (и от­час­ти джайн­ских) тек­стах – гл. ис­точ­ни­ках све­де­ний об учи­те­лях А. – они осу­ж­да­ют­ся за амо­ра­лизм и про­фа­на­цию ас­ке­тиз­ма (пре­вра­ще­ние его в спо­соб за­ра­ба­ты­ва­ния на жизнь). Учи­те­ля А. от­рица­ли мо­раль­ную си­лу кар­мы и скло­ня­лись к фа­та­лиз­му. По Макк­ха­ли Госа­ле, Все­лен­ной управ­ля­ют «не­об­хо­ди­мость» (ния­ти), «пре­вра­ще­ния (не­об­хо­ди­мо­сти)» и «соб­ст­вен­ная при­ро­да» (сваб­ха­ва). Дей­ст­вия че­ло­ве­ка не влия­ют на ха­рак­тер его бу­ду­ще­го су­щест­во­ва­ния, оно са­мо по­сте­пен­но очи­ща­ет всё жи­вое – от Брах­ма­на до бы­лин­ки (док­три­на сан­са­ра-шудд­хи – очи­ще­ние че­рез пе­ре­ро­ж­де­ние). Ка­ж­дое из на­се­ляю­щих кос­мос су­ществ пе­ре­ро­ж­да­ет­ся в те­че­ние 8,4 млрд. ма­ха­кальп (4,32 млн. че­ло­ве­че­ских лет), а по ис­те­че­нии это­го пе­рио­да дос­ти­га­ет нир­ва­ны. Пу­ра­на Кас­са­па ут­вер­жда­ет, что всё в ми­ре со­вер­ша­ет­ся «без при­чин и без ус­ло­вий», в си­лу од­ной толь­ко «слу­чай­но­сти». Лжец, убий­ца, пре­лю­бо­дей не де­ла­ют ни­че­го дур­но­го, рав­но как пра­вед­ник, со­вер­шаю­щий па­лом­ни­че­ст­во и раз­даю­щий ми­ло­сты­ню, – ни­че­го доб­ро­де­тель­но­го, ибо дей­ст­вие не име­ет мо­раль­ной си­лы. Со­глас­но Па­кудд­хе Кач­ча­не, семь эле­мен­тов ми­ра (зем­ля, во­да, ве­тер, огонь, ра­дость, стра­да­ние и джи­ва-ду­ша) не воз­ни­ка­ют и не ис­че­за­ют, не дви­жут­ся, не пре­тер­пе­ва­ют из­ме­не­ний, не взаи­мо­дей­ст­ву­ют друг с дру­гом. По­это­му нет ни по­зна­ния, ни на­став­ле­ния, ни убий­ст­ва («да­же ес­ли кто-то ост­рым ме­чом рас­кро­ит дру­го­му че­реп, он не ли­шит его жиз­ни, по­сколь­ку меч лишь прой­дёт че­рез гра­ни­цы со­став­ляю­щих на­чал»). В клас­си­фи­ка­ции душ (семь ти­пов), в кос­мо­гра­фии и в ло­ги­ке А. во мно­гом близ­ка джай­низ­му (не­ко­то­рые ср.-век. инд. ав­то­ры и вслед за ни­ми ряд совр. учё­ных счи­та­ют А. од­ной из сект джай­низ­ма). Сре­ди ми­рян ад­жи­ви­ки сла­ви­лись как ма­ги и пред­ска­за­те­ли.

Лит.: Basham A. L. History and doctrines of the Ājīvikas: a vanished Indian religion. L., 1951; Barua B. A history of prebuddhistic ­In­dian philosophy. Delhi e. a., 1970; Шо­хин В. К. Пер­вые фи­ло­со­фы Ин­дии. М., 1997.

Вернуться к началу