Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВЕРРОИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 73

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Апполонов

АВЕРРОИ́ЗМ ла­тин­ский (ра­ди­каль­ный ари­сто­те­лизм), на­прав­ле­ние в за­пад­но­ев­ро­пей­ской сред­не­ве­ко­вой фи­ло­со­фии, пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го стре­ми­лись воз­ро­дить фи­ло­со­фию Ари­сто­те­ля в её це­ло­ст­но­сти, ос­но­вы­ваясь на её ин­тер­пре­та­ции Ибн Руш­дом (лат. Авер­ро­эс). Сло­жил­ся в 1260–70-х гг. в Па­риж­ском ун-те, на ф-те иск-в (фи­лос. ф-те), где его осн. пред­ста­ви­те­ля­ми бы­ли Бо­эций Да­кий­ский и Си­гер Бра­бант­ский. Что­бы из­бе­жать кон­фрон­та­ции с цер­ков­ным ве­ро­уче­ни­ем, лат. авер­рои­сты вы­дви­ну­ли кон­цеп­цию «двух ис­тин», в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой сфе­ры ра­зу­ма и ве­ры ра­ди­каль­но от­лич­ны и не­за­ви­си­мы друг от дру­га: то, что ис­тин­но с точ­ки зре­ния тео­ло­гии, мо­жет быть лож­ным с точ­ки зре­ния фи­ло­со­фии, и на­обо­рот.

Од­ним из осн. по­ло­же­ний А. яв­лял­ся мо­но­пси­хизм, т. е. уче­ние о еди­ном ра­зу­ме, об­щем для всех лю­дей: от­дель­ный че­ло­век ока­зы­вал­ся лишь ис­точ­ни­ком чув­ст­вен­ных вос­при­ятий, бла­го­да­ря ко­то­рым осу­ще­ст­в­ля­ет­ся мыс­ли­тель­ная дея­тель­ность все­об­ще­го ра­зу­ма – веч­но су­ще­ст­вую­щей и от­де­лён­ной от ма­те­рии суб­стан­ции (от­но­ше­ние ме­ж­ду все­об­щим ра­зу­мом и ин­ди­ви­ду­аль­ным че­ло­ве­ком упо­доб­ля­лось при этом от­но­ше­нию корм­че­го и ко­раб­ля); из этой тео­рии сле­до­ва­ло так­же от­ри­ца­ние лич­но­го бес­смер­тия. Кро­ме то­го, авер­рои­сты при­ня­ли пе­ри­па­те­ти­че­скую док­три­ну о веч­но­сти ми­ра, от­ри­ца­ли тво­ре­ние в биб­лей­ском его по­ни­ма­нии, учи­ли о де­тер­ми­ни­ро­ван­но­сти Бо­же­ст­вен­ной во­ли и о том, что че­ло­век дос­ти­га­ет це­ли сво­его су­ще­ст­во­ва­ния уже в зем­ной жиз­ни.

Уче­ние па­риж­ских авер­рои­стов бы­ло два­ж­ды осу­ж­де­но цер­ков­ны­ми вла­стя­ми (1270 и 1277), с ни­ми ве­ли по­ле­ми­ку та­кие тео­ло­ги и фи­ло­со­фы, как Бо­на­вен­ту­ра, Аль­берт Ве­ли­кий, Эги­дий Рим­ский, Фо­ма Ак­вин­ский, Ген­рих Гент­ский и др. Всё это ос­ла­би­ло авер­рои­ст­ское дви­же­ние, но тем не ме­нее не иско­ре­ни­ло его пол­но­стью. Уже в по­след­нем де­ся­ти­ле­тии 13 – нач. 14 вв. А. воз­ро­дил­ся в Па­ри­же (Фер­ранд Ис­пан­ский, Жан Жа­ден­ский, про­па­ган­ди­ро­вав­ший уче­ние Авер­ро­эса, Мар­си­лий Па­ду­ан­ский, вос­при­няв­ший не­ко­то­рые идеи А. и транс­фор­ми­ро­вав­ший тео­рию «двух ис­тин» в по­ли­тич. тео­рию не­за­ви­си­мо­сти друг от дру­га свет­ской и ду­хов­ной вла­стей), но глав­ным его оп­ло­том в 14–15 вв. ста­ли уни­вер­си­те­ты Сев. Ита­лии – в Бо­ло­нье (Джен­ти­ле из Чинь­о­ли, Анд­же­ло из Арец­цо, Тад­део Парм­ский) и Па­дуе (Ка­этан Тьень­ский, Ни­ко­лет­то Вер­ниа, Аго­сти­но Ни­фо и др.). Па­ду­ан­ская шко­ла авер­рои­стов про­су­ще­ст­во­ва­ла вплоть до 17 в., ока­зав зна­чит. влия­ние на твор­че­ст­во та­ких фи­ло­со­фов Воз­ро­ж­де­ния, как П. Пом­по­нац­ци и Че­за­ре Кре­мо­ни­ни (ум. 1631).

За­кат А. как фи­лос. на­прав­ле­ния был свя­зан с кру­ше­ни­ем ари­сто­те­лев­ской кар­ти­ны ми­ра и раз­ви­ти­ем нау­ки Но­во­го вре­ме­ни, к 18 в. А. прак­ти­че­ски ис­че­за­ет.

Лит.: Mandonnet P. Siger de Brabant et l’Averroȷsme latin au XIIIe siècle. Fribourg, 1899; Ре­нан Э. Авер­ро­эс и авер­ро­изм // Ре­нан Э. Собр. соч. К., 1902. T. 8–9; Van Steenberghen F. La philosophie au XIIIe siècle. Louvain, 1966; Kuksiewicz Z. De Siger de Brabant à Jacques de Plaisance. Wroclaw, 1968; Шев­ки­на Г. В. Си­гер Бра­бант­ский и па­риж­ские авер­рои­сты XIII в. М., 1972; Hayoun M.-R., Libera A. de. Averroès et l’Averroȷsme. P., 1991.

Вернуться к началу