Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРАНК

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 532

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФРАНК (Franck) Cезар (Сезар Огюст) (10.12.1822, Льеж – 8.11.1890, Па­риж), франц. ком­по­зи­тор, ор­га­нист, пе­да­гог. По про­ис­хо­ж­де­нию бель­ги­ец. Учил­ся в Льеж­ской конс., брал уро­ки ком­по­зиции в Па­ри­же у А. Рей­хи (с 1835), позд­нее за­ни­мал­ся в Па­риж­ской конс. у П. Ж. Цим­мер­ма­на (фп.), Ф. Бе­нуа (ор­ган), Э. Ле­бор­на (ком­по­зи­ция). С 13 лет ус­пеш­но вы­сту­пал как пиа­нист в го­ро­дах Бель­гии и в Па­ри­же. В 1842 по­зна­ко­мил­ся с Ф. Лис­том, ко­то­рый ока­зал ему под­держ­ку, спо­соб­ст­во­вал изда­нию его про­из­ве­де­ний. С 1843 по­сто­ян­но жил в Па­ри­же. С 1851 ор­га­нист ц. Сен-Жан-Сен-Фран­суа, с 1858 до кон­ца жиз­ни – ц. Сент-Кло­тильд. С 1872 проф. Па­риж­ской конс. по клас­су ор­га­на, ко­то­рый под его ру­ко­во­дством пре­вра­тил­ся в шко­лу ком­по­зи­ции (сре­ди уче­ни­ков Ф. – В. д’Эн­ди, Ш. Борд, П. О. Бре­виль); в 1880-е гг. класс ор­га­на по­се­щал К. Де­бюс­си. С 1886 Ф. воз­глав­лял На­цио­наль­ное му­зы­каль­ное об­ще­ст­во Фран­ции. Сла­вил­ся как ор­га­нист; Лист упо­доб­лял его им­про­ви­за­ции ба­хов­ским. В 1880-е гг. со­стоя­лись кон­цер­ты из про­из­ве­де­ний Ф. в Брюс­се­ле, Ан­твер­пе­не и др. го­ро­дах (до это­го вре­ме­ни его со­чи­не­ния ис­пол­ня­лись не­час­то).

Ф. – ком­по­зи­тор ро­ман­тич. на­прав­ле­ния; на сти­ли­сти­ку его со­чи­не­ний по­влия­ла му­зы­ка И. С. Ба­ха и Л. ван Бет­хо­ве­на, позд­них ро­ман­ти­ков (Р. Ваг­нер, Ф. Лист) и нац. тра­ди­ции франц. и бельг. му­зы­ки. На­ря­ду с И. Брам­сом, М. Ре­ге­ром и С. И. Та­нее­вым, от­час­ти под­го­то­вил не­оклас­си­цизм в му­зы­ке 20 в.: опи­рал­ся на муз. фор­мы ба­рок­ко и вен­ской клас­си­че­ской шко­лы, обиль­но ис­поль­зо­вал по­ли­фо­нию. Гар­мо­ни­че­ский язык Ф. пред­вос­хи­тил не­ко­то­рые приё­мы муз. им­прес­сио­низ­ма. Ф. – ав­тор сим­фо­нич., ор­ган­ных, фп. про­из­ве­де­ний, ора­то­рий, ро­ман­сов, ду­хов­ной му­зы­ки. Гл. ме­сто в его на­сле­дии за­ни­ма­ют ин­ст­ру­мен­таль­ные со­чи­не­ния, наи­бо­лее из­вест­ны Сим­фо­ния d-moll (1888), Со­на­та для скрип­ки и фп. (1886; по­ны­не вхо­дит в ка­мер­ный ре­пер­ту­ар скри­па­чей), струн­ный квар­тет D-dur (1889), 3 хо­ра­ла для ор­га­на (1890), Пре­лю­дия, хо­рал и фу­га для фп. (1884). Ха­рак­тер­ная чер­та муз. сти­ля Ф. – объ­е­ди­не­ние цик­ла с по­мо­щью об­щих тем (напр., в Сим­фо­нии); позд­нее тот же при­ём в ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке раз­ви­вал Та­не­ев.

Лит.: Coquard A. C. Franck. P., 1890; Ро­го­жи­на Н. И. С. Франк. М., 1969; Davies L. Franck. L., 1973; Bassi A. C. Franck. Porde­no­ne, 1988; Fauquet J.-M. C. Franck. P., 1999.

Вернуться к началу