Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАБУЛАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 539-540

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ТАБУЛАТУ́РА (позд­не­ла­тин­ское tabula­tu­ra, от ср.-век. лат. tabula – таб­ли­ца, схе­ма), тип муз. но­та­ции. Схе­ма­тич. за­пись му­зы­ки для кла­виш­ных (ор­га­на, кла­ве­си­на), не­ко­то­рых струн­ных (лют­ни, виу­элы, ги­та­ры) и (ред­ко) ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов. В Зап. Ев­ро­пе рас­цвет та­бу­ла­тур­ной но­та­ции при­шёл­ся на 16–17 вв. Вы­со­та и ритм в Т. ука­зы­ва­ют­ся бу­к­ва­ми, циф­ра­ми и др. спец. гра­фе­ма­ми на таб­ли­це или но­то­нос­це; в сме­шан­ных ти­пах к Т. до­бав­ля­ет­ся но­то­но­сец (с разл. ко­ли­че­ст­вом ли­не­ек) с обыч­ны­ми для ли­ней­ной но­та­ции гра­фе­ма­ми.

Новая немецкая клавирная табулатура: оригинал и транскрипция. Три строки, запись которых напоминает дроби, соответствуют трём голосам фактуры. В «числителе» дроби указан ритм, в «знаменателе» – высота...

Т. при­над­ле­жит к древ­ней­шим сис­те­мам но­та­ции. Ею поль­зо­ва­лись в Ки­тае, Япо­нии, Ин­дии, на ср.-век. Ближ­нем и Ср. Вос­то­ке. В Зап. Ев­ро­пе раз­ли­ча­ют 2 ис­то­рич. ти­па кла­вир­ной Т. – не­мец­кую (под­раз­де­ля­ет­ся на ста­рую не­мец­кую – со 2-й пол. 15 в. и но­вую не­мец­кую – с кон. 16 в.; нем. кла­вир­ную но­та­цию име­ну­ют нем. ор­ган­ной Т., по­сколь­ку она ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лась имен­но у ор­га­ни­стов) и ис­пан­скую (со 2-й пол. 16 в.), и 3 ис­то­рич. ти­па лют­не­вой Т. – не­мец­кую (с 15 в.), ита­ло-ис­пан­скую (с 1530-х гг.; в эту ка­те­го­рию вхо­дят так­же Т. для виу­элы и ги­та­ры) и фран­цуз­скую (17 в.). В совр. ин­ст­ру­мен­таль­ной прак­ти­ке удер­жа­лась толь­ко Т. для 6-струн­ной ги­та­ры (час­то с до­бав­ле­ни­ем т. н. ак­кор­до­вой циф­ров­ки), ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ная сре­ди лю­би­те­лей.

В от­ли­чие от мн. др. ти­пов но­та­ции, ко­то­рые обоб­ща­ют зву­ко­вы­сот­ную ло­ги­ку му­зы­ки, Т. фик­си­ру­ет вы­со­ту муз. зву­ка/со­зву­чия схе­ма­тич­но, ука­зы­вая «ме­сто паль­ца» на кла­ви­шах или гри­фе струн­но­го ин­ст­ру­мен­та. По этой при­чине, напр., в нем. кла­вир­ной Т. вы­со­та но­ти­ро­ва­лась бу­к­вен­ны­ми гра­фе­ма­ми толь­ко для дие­зов – да­же в том слу­чае, ко­гда муз. ло­ги­ка пред­пи­сы­ва­ла бе­моль (напр., в до-ми­нор­ном тре­зву­чии с тер­ци­ей es ис­поль­зо­ва­лась гра­фе­ма для dis); по мно­го­ве­ко­вой тра­ди­ции толь­ко си-бе­моль и си за­пи­сы­ва­лись раз­ны­ми гра­фе­ма­ми (см. илл.).

От по­ня­тия «Т.» про­ис­хо­дит тер­мин «ин­та­бу­ля­ция» (итал. intavolatura), обо­зна­чаю­щий пе­ре­ло­же­ние (об­ра­бот­ку) для мно­го­го­лос­но­го ин­ст­ру­мен­та (лют­ни, ги­та­ры, кла­виш­ных) муз. про­из­ве­де­ния, из­на­чаль­но рас­счи­тан­но­го на ан­самб­ле­вое ис­пол­не­ние пре­им. во­каль­ной му­зы­ки. Ин­та­бу­ля­ции бы­ли осо­бен­но рас­про­стра­не­ны в Зап. Ев­ро­пе в 16 – 1-й пол. 17 вв. Ин­та­бу­ля­ция мо­жет в точ­но­сти сле­до­вать ори­ги­на­лу или со­дер­жать раз­но­го ро­да из­ме­не­ния – уп­ро­ще­ния ли­бо, на­обо­рот, обо­га­щаю­щие де­тали (в пер­вую оче­редь ор­на­мен­ти­ку); в по­след­нем слу­чае она рас­смат­ри­ва­ет­ся как важ­ная ве­ха в ис­то­рии ев­роп. ин­ст­ру­мен­та­лиз­ма.

Лит.: Apel W. Die Notation der polyphonen Musik. 4. Aufl. Lpz., 1989; Гол­до­бин Д. «Nasce la pena mia». «Хит»-мад­ри­гал в ин­ст­ру­мен­таль­ных об­ра­бот­ках // Ор­кестр. Сб. ста­тей и ма­те­риа­лов в честь И. А. Бар­со­вой. М., 2002.

Вернуться к началу