Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖА́ЗОВЫЙ СТАНДА́РТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Романчиков

ДЖА́ЗОВЫЙ СТАНДА́РТ (англ. jazz standard), эвергрин (англ. evergreen, букв. – вечнозелёный), песня (в т. ч. эстрадная популярная) или инструментальная пьеса – часть общеизвестного джазового репертуара. Д. с. используется джазменом как основа для индивидуальной или групповой – спонтанной (например, в ходе джем-сэшн) или студийной – обработки (импровизации). Общее число джазовых стандартов точно не установлено, составляет несколько сотен пьес. Чаще всего в качестве Д. с. используются композиции американских (реже латиноамериканских и европейских) композиторов: песни Дж. Гершвина (из мюзиклов и оперы «Порги и Бесс»: «Oh, lady be good!», «The man I love», «I got rhythm», «Summertime»), К. Портера («What is this thing called love?», «Night and day»), Х. Кармайкла [«Stardust» («Звёздная пыль») ], Дж. Керна («All the things you are»), М. Льюиса [«How high the moon» («Как высока луна») ], Ж. Космы [«Les Feuilles Mortes» («Осенние листья»)], В. Дюка [«I can’t get started» («Я не могу начать»), «April in Paris» («Апрель в Париже»)], инструментальные пьесы Дюка Эллингтона и музыкантов его оркестра [«Take the A train» («Садись в поезд A»), «Caravan», «Satin doll» («Сатиновая кукла»)], Дж. Грина [«Body and soul» («Душа и тело»)], Э. Гарнера («Misty»), Диззи Гиллеспи [«Night in Tunisia» («Ночь в Тунисе»)], Т. Монка [«’Round midnight» («Около полуночи»)], А. К. Жобина («Дезафинадо», «Девушка из Ипанемы»), П. Дезмонда («Take five») и многие другие. В ходе обработки Д. с. музыкант варьирует (обычно в сторону усложнения) ритм, гармонию и мелодию оригинальной пьесы, иногда (особенно в авангардных стилевых направлениях джаза) меняя их до неузнаваемости.

Лит.: Friedwald W. Stardust melodies. N. Y., 2002.

Вернуться к началу