Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАМО́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 210-211

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Ж. Ф. Рамо. Портрет работы Ж. Аведа. 1728. Музей изящных искусств (Дижон).

РАМО́ (Rameau) Жан Фи­липп (кре­щён 25.9.1683, Ди­жон – 12.9.1764, Па­риж), франц. ком­по­зи­тор, ор­га­нист и муз. тео­ре­тик. Учил­ся у от­ца – ор­га­ни­ста Жа­на Ра­мо (ок. 1638 – 1714). С 1702 ор­га­нист в разл. го­ро­дах Фран­ции, в 1706 и с 1722 жил в Па­ри­же. При­об­рёл из­вест­ность пье­са­ми для кла­ве­си­на (пер­вый сб-к – 1706), в даль­ней­шем как ав­тор «Трак­та­та о гар­мо­нии, све­дён­ной к её ес­те­ст­вен­ным прин­ци­пам» («Traité de l’harmonie réduite а̀ ses principes naturels», 1722) и др. на­уч. ра­бот. В 1720-х гг. со­труд­ни­чал с яр­ма­роч­ны­ми те­ат­ра­ми, «Ко­ме­ди Фран­сез», «Опе­ра-Ко­мик» (му­зы­ка к ко­ме­ди­ям), с 1733 – с Па­риж­ской опе­рой. С сер. 1730-х гг. по 1753 ру­ко­во­дил ор­ке­ст­ром в до­ме ме­це­на­та А. Ла Пу­п­линь­ера. С 1745 при­двор­ный ком­по­зи­тор. Боль­шим ус­пе­хом поль­зо­ва­лись его муз. тра­ге­дии «Ип­по­лит и Ари­сия» (либр. С. Ж. Пельг­ре­на по «Фед­ре» Ж. Ра­си­на, 1733), «Кас­тор и Пол­лукс» (1737), «Дар­дан» (1739), опе­ры-ба­ле­ты «Га­лант­ные Ин­дии» (1735; «Indes» – обо­зна­че­ние эк­зо­тич., «ди­ких» зе­мель: дей­ст­вие 4 кар­тин опе­ры-ба­ле­та про­ис­хо­дит в Тур­ции, Пе­ру, Пер­сии и у ин­дей­цев Сев. Аме­ри­ки), «Празд­не­ст­ва Ге­бы» (1739) и др. (все – Па­риж­ская опе­ра). Му­зы­ка опе­ры «Сам­сон» (либр. Воль­те­ра, пар­ти­ту­ра уте­ря­на), ко­то­рая бы­ла за­пре­ще­на цен­зу­рой, во­шла в др. со­чи­не­ния Ра­мо.

Твор­че­ст­во Р. – итог раз­ви­тия франц. му­зы­ки эпо­хи ба­рок­ко. Он ра­бо­тал в тра­ди­ци­он­ных со вре­ме­ни Ж. Б. Люл­ли фор­мах франц. муз. те­ат­ра, ор­га­нич­но со­че­тал тан­це­валь­ные ди­вер­тис­мен­ты с дра­ма­тич. дей­ст­ви­ем, вы­ра­зи­тель­ные воз­мож­но­сти муз. дек­ла­ма­ции и ари­оз­но­го пе­ния (учи­ты­вая при этом дос­ти­же­ния итал. опе­ры), при­дал важ­ную роль ор­ке­ст­ру, рас­смат­ри­вал увер­тю­ру как ор­га­нич. часть спек­так­ля, тем са­мым под­го­то­вив поч­ву для опер­ной ре­фор­мы К. В. Глю­ка. Наи­бо­лее ре­пер­ту­ар­ны­ми ока­за­лись его пье­сы для кла­ве­си­на, вы­дер­жан­ные в сти­ли­сти­ке ро­ко­ко (св. 40 тан­цев и про­грамм­ных порт­ре­тов-ми­ниа­тюр), и 5 про­грамм­ных кон­цер­тов для кла­ве­си­на, скрип­ки (флей­ты) и ба­со­вой вио­лы (1741), в ко­то­рых про­дол­же­ны тра­ди­ции Ф. Ку­пе­ре­на. Мно­го­числ. тео­ре­тич. тру­ды Р. по­ло­жи­ли на­ча­ло функ­цио­наль­но­му уче­нию о гар­мо­нии, в даль­ней­шем раз­ви­то­му Х. Ри­ма­ном.

Нот­ные изд.: Œuvres complètes. P., 1895–1924. Vol. 1–20; Opera omnia. P., 1996–. Vol. 1–; Pièces de clavecin. Kassel, 2004. Vol. 1–3.

Соч.: The complete theoretical writings. Ro­me, 1967–1972. Vol. 1–6.

Лит.: Laurencie L. de la. Rameau: Biographie critique. P., 1926; Ше­ва­лье Л. Ис­то­рия уче­ний о гар­мо­нии. М., 1932; Girdlestone C. J.-Ph. Ra­meau: His life and work. 2nd ed. N. Y., 1969; Брян­це­ва В. Н. Ж. Ф. Ра­мо и фран­цуз­ский му­зы­каль­ный те­атр. М., 1981; она же. Фран­цуз­ский кла­ве­си­низм. СПб., 2000; Ма­линь­он Ж. Ж. Ф. Ра­мо. Л., 1983; Foster D. J.-Ph. Rameau: A guide to research. N. Y., 1989; Chris­ten­sen T. Rameau and musical thought in the Enlightenment. Camb., 1993; Бу­лы­че­ва А. Са­ды Ар­ми­ды: Му­зы­каль­ный те­атр фран­цуз­ско­го ба­рок­ко. М., 2004; Му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ские сис­те­мы. М., 2006; Bouissou S., Herlin D. J.-Ph. Rameau: Catalogue thématique des œuvres musicales. P., 2007. Vol. 1.

Вернуться к началу